Во второй половине октября 2004 г. Галерея искусств Зураба Церетели стала центром настоящего паломничества. К ней шли и шли москвичи, по часу-полтора выстаивали в очереди — а такого с ними давно не приключалось! — и устремлялись в залы, где проходил первый в России международный фестиваль «Тибет: традиции, искусство, философия».


Лекции по тибетскому буддизму, астрологии и медицине; совместные медитации с ламами монастыря Гьюдмед; уникальные масляные скульптуры; выставка ритуальных масок, редких кукол и буддийских реликвий, принадлежавших самым прославленным наставникам и духовным учителям Тибета; фильмы об истории и культуре этой страны; экспозиция, посвященная Далай-ламе XIV; коллекция икон и скульптур из собрания Музея искусства народов Востока; экспозиция, рассказывающая о жизни тибетских кочевников; знаменитое обертонное пение монахов Гьюдмеда; выставка тибетских фотографий Ричарда Гира... Одним словом, программа фестиваля была необычайно насыщенной и разнообразной. «Я словно побывал в Тибете!» — так многие описывали свои впечатления.
Кстати, сами тибетцы очень приятные, контактные люди. Одного из них, ламу Чампа, я расспросила о целях фестиваля.

Этот фестиваль был организован, чтобы в России узнали о Тибете и тибетской культуре. Китай сегодня всеми способами пытается подавить и уничтожить ее, поэтому нам приходится сохранять свою культуру за пределами Тибета. Чтобы ее спасти, мы проводим такие фестивали в разных странах мира и теперь приехали в Россию.

• Все ли тибетцы покинули свою родину?
Большинство сейчас по-прежнему живут в Тибете, но им запрещают исповедовать свою религию и соблюдать свои традиции. Как только китайцы захватили Тибет, они закрыли почти все монастыри. В наши дни многие монастыри опять открыли, отреставрировали, но не для того, чтобы изучать Дхарму, а чтобы показать иностранцам: «У нас все хорошо». Но на самом деле учиться там нельзя. Поэтому тибетцы, которые хотят постигать учение Будды, уезжают в Индию. На фестиваль в Россию приехали десять монахов, и пять из них — это беженцы из Тибета. Они стали монахами еще в Тибете, но, так как не могли там учиться, ушли в Индию.

• Вы тоже из Тибета?
Нет, я родился в Индии.

• Какой монастырь вы представляете?
Мы представляем монастырь Гьюдмед. В 1433 году его основал ученик ламы Цонкапы Шераб Сенге. После 1959 года, когда Тибет был захвачен Китаем, монастырь заново основали в Индии.

• Правда ли, что нынешний Панчен-лама, второе духовное лицо в тибетском буддизме, находится в плену?
Мы уже много лет не знаем, где этот мальчик: китайцы держат его местопребывание в полной тайне. Чтобы хоть как-то изменить ситуацию, мы обращаемся к западным странам с просьбой о помощи. И было организовано много экспедиций в Тибет и Китай, чтобы найти Панчен-ламу, но пока безрезультатно.

• Если Панчен-ламу не найдут, прервется ли традиция тибетского буддизма?
Нет, тибетский буддизм не исчезнет, потому что есть много других лам, других учителей, достигших высокого духовного уровня. Но если его найдут, тем, кто изучает буддизм, будет гораздо легче, будет больше помощи от него, ведь он очень высокий лама. Предыдущий Панчен-лама очень много делал для того, чтобы учение Будды распространялось, в том числе создавал монастыри, писал книги.

• Недавно в Бурятии верующие обрели нетленное тело Хамбо-ламы Этигэлова. Как тибетские буддисты расценивают эту находку?
То, что его тело не разложилось, а сохраняется, — признак очень высокой реализации, высокого духовного уровня. В Тибете известно много случаев, когда лама достигал определенного духовного уровня и его тело оставалось нетленным.

• То есть этот феномен тибетцев не удивляет?
Нет, в Тибете это очень часто случается.

• Могут ли в наше время разные религиозные конфессии найти общий язык?
Было бы очень хорошо расспросить — буддиста о буддизме, его взглядах и мировоззрении, христианина — о христианстве, мусульманина — об исламе и потом сравнить их ответы. Потому что важно говорить не только об одежде, которую мы носим, не только о внешних отличиях, а о сущности религий.
Очень важно, чтобы люди, принадлежащие к разным конфессиям, ладили между собой, чтобы не было конфликтов между религиями. Ведь религии появились для того, чтобы уменьшать страдания людей: современный человек много страдает, но, если он верующий, ему легче их переносить. Религия должна уменьшать страдание, а не увеличивать его, как это происходит, когда разные религии конфликтуют друг с другом.

• А для чего еще нужна вера современному человеку?
Если буддист не может кому-то помочь, он старается хотя бы не вредить. И религия помогает нам изменить наш ум. Например, если мы часто гневаемся, то вспоминаем о религии, и наш гнев утихает. Если мы очень привязаны к чему-то, религия помогает эту привязанность ослабить. Если у нас очень сильное самомнение, религия его уменьшает.

• То есть несмотря на то, что буддизм возник на Востоке,
он может принести пользу и западному человеку?
Да, только не нужно забывать то, что сказал Будда: «Не принимайте мое учение на веру. Сначала проверьте, будет вам от него польза или нет. И если решите, что вам от него польза будет, тогда практикуйте».



Дополнительно:


Две недели день за днем в одном из залов галереи монахи строили большую песочную мандалу Гухьясамаджи, царя тантр. Вот уже много веков эти песочные дворцы возводятся, чтобы пробудить в душах людей сострадание и гармонизировать отношения между всеми существами планеты.
Такая мандала живет ровно столько времени, сколько создается. Потом она разрушается — церемониальным способом, и горсти разноцветного песка раздают верующим: считается, что мандала приносит столько благословения, сколько песчинок ушло на ее создание.

Испокон веков тибетцы приносили буддам в качестве даров первое масло от каждой самки яка, а монахи придавали этому подношению изысканную форму, окрашивая его в разные цвета и создавая из него скульптуры великих буддийских наставников и божеств и разные священные сюжеты. Масляные скульптуры делают иногда месяцами, затем выставляют у стен монастырей и храмов и в день праздника Чанга Чопа подносят Будде. После церемонии их разрушают и освященное масло раздают верующим.
Удивительные масляные скульптуры, созданные ламами Гьюдмеда, изображают Цонкапу — величайшего Учителя буддизма и основателя тантрической традиции (к ней относится и монастырь Гьюдмед) и Зеленую Тару — одну из наиболее почитаемых богинь Тибета, которая дарует освобождение от всех печалей и способна уничтожить даже величайшее зло.

Маски мистерии Чам — своего рода ожившие иконы, изображающие буддийских божеств и наставников. Надевая маску, актер словно перевоплощался в божество или дух. Как правило, божества-защитники буддийского учения, уничтожающие злых демонов, и сами выглядят весьма устрашающе.

You have no rights to post comments