На днях я занималась с детьми. И пока мы рисовали, один мальчик начал говорить девочке неприятные вещи про её работу.

- Зачем ты это говоришь? - поинтересовалась я.

- А что такого? Я просто высказываю свое мнение!

Я улыбнулась и спросила:

- Это мнение действительно ценное? От него кому-то станет лучше? Оно принесёт радость?

- Нет, - рассмеялся, признавая свое поражение, мой собеседник, - не принесёт.

Роджер Пенроуз, лауреат Нобелевской Премии по физике 2020 г., считает, что Большой взрыв не был началом Вселенной. Он утверждает, что наш мир проходит «циклы смерти и возрождения», что до Большого взрыва было несколько ему подобных. И что в будущем они тоже будут происходить. Это может в корне изменить наши представления об эволюции Вселенной.

С удивлением обнаружил, что некоторые привычные мне слова и формулировки с течением времени меняют свой смысл. И в массовом сознании приобретают иное значение, которое может сильно отличаться от первоначального. Вот, например, совсем безобидное словосочетание «стать лучше».

На занятиях в философской школе мы его часто используем, это ведь предназначение философии: помочь человеку стать лучше. Но оказывается, что сегодня не все могут провести грань между «жить лучше» и «быть лучше». Само слово «лучше» автоматически ассоциируется с разными благами, это привлекает, и слушателю уже не так важно, что именно имеется в виду. Главное, чтобы было «лучше». Поэтому процесс подлинного внутреннего становления («быть лучше») легко перепутать с процессом приобретения всевозможных благ: материальных, интеллектуальных, социальных и т. д. («жить лучше»).

Недавно мы возвращались из Переславля-Залесского в Москву. А это, скажу вам, та еще задачка. Мест на прямые рейсы до Москвы нет. Взяли билеты на автобус до Сергиева Посада, чтобы там сесть на электричку до Москвы. И таких как мы — почти целый автобус.

Автобус опаздывает минут на 20. Народ начинает волноваться, что на электричку не успеет. Пошли разговоры…

— Вот теперь не успеем, тех семи минут задержки на посадке нам как раз и не хватит.

Пару лет назад прочитал, что по статистике около трети населения России не знает, что Земля вращается вокруг Солнца. Кстати, далеко не все также знают, в какой стороне света бывает восход. Раньше меня подобное удручало, но чем дальше, тем меньше, хотя бы уже потому, что по сути речь касается не знания, а памяти об услышанном много лет назад на уроке, и не нашедшем применения. Обыденная жизнь наша течет вне подобных вопросов: Солнце ли встает над горизонтом, Земля ли поворачивается к Солнцу новым своим боком. Конечно, напрашивается поспешный вывод: долой абстрактное «теоретическое» знание, даешь конкретные навыки, полезные в жизни — умения обращаться с компьютером, разговаривать с людьми, варить макароны всегда найдут свое применение. Но можно поступить иначе — не отказаться от бессмысленного, а найти его смысл. Понятно, для моряка, летчика, космонавта конкретный смысл уже есть, — это их работа, но для бесконечного большинства остальных?

Один из основных законов Природы — эволюция. Все развивается. Стремится стать лучше, совершеннее. Поскольку человек — важная часть Природы, ему тоже, наверное, необходимо меняться, становиться лучше, расти над собой. Это большая и сложная задача, но в той же Природе можно найти некоторые подсказки, как ее решать.

Универсальные законы, как считали мудрецы древности, тем и хороши, что проявляются везде. Их след, их отражение можно заметить на уровне Космоса, на уровне человека и на уровне микромира. Солнечная система, живая клетка и атом устроены по одним и тем же принципам, хоть и имеют совершенно разный масштаб. Поэтому так интересно порой «подсматривать» за Природой, подмечая в жизни разных ее царств нечто полезное, что можно было бы применить к себе.

Основным вопросом философии, как античной, так и современной, является сам человек со всеми его сложными взаимосвязями: мышлением, чувствами, волей. Именно к философии мы обращаемся в поиске ответов на вечные вопросы: есть ли смысл в этом большом мире, и если смысл есть и я часть мира, то в чем моя миссия? Какие навыки полезно развивать, чтобы быть на одной волне с общим течением жизни?

Сегодня активно развивается новая область знаний – когнитивные науки (от лат. cognitiо – познание), которые объединяют шесть дисциплин, изучающих человека: антропология, лингвистика, психология, нейрофизиология, искусственный интеллект и философия. Философии отводится особая роль – задавать правильно вопросы, которые помогают направлять остальные дисциплины в своих исследованиях и осмысливать получаемые результаты. Именно смыслы того, что ученые открывают в своих исследованиях, помогают современному человеку эволюционировать – понимать законы развития, ставить цели и достигать их. Так, современная палеоантропология, изучая резкое изменение размера мозга наших предков, выдвинула гипотезу о коэволюции социальных навыков, когнитивных способностей и культуры человека, которая самым непосредственным образом касается нашей повседневной жизни.

В одной из своих работ Мирча Элиаде выделял два образа бытия в мире: сакральное и профанное (священное и мирское). И дело не в вере или неверии в Бога. Отличие — в глубине ощущения своей связи с этим миром и своего положения в нем, я бы даже сказал — в чувстве жизни, в отношении и понимании ее. И это проявляется во всех аспектах жизни человека. Первый ощущает окружающее как живое и неразрывно связанное с ним, что переживается им как своего рода глубокое «мистическое соучастие». Второй отделен от природы и мира, его контакт с ними ограничивается поверхностью вещей.

Уж подлинно, что там чудес палата!

Куда на выдумки природа таровата!

                                               И.А.Крылов

Лето наступило, мы хотим хорошо отдохнуть, набраться сил и вдохновиться.

Для меня вдохновение в первую очередь в красоте природы, в частности, растений. Хочу сегодня поделиться тем, что меня удивило — особенные цветы, оригинальные выдумщики, обманщики и добрые друзья — орхидеи.

Если всматриваться в явления природы с точки зрения философии, очень увлекательно искать и находить аналогии с человеком. Ведь как говорят Пифагор, Платон и платоники человек — это микрокосм. Познавая себя, мы познаем Вселенную. Наверное, можно попробовать и обратный процесс: открывая законы Вселенной, обнаружить их отражение в нас самих.

Есть такое явление: проводимость, и физика его изучает. Как и многие явления оно описано. Проводимость — это способность пропускать электрический ток, передавать тепло. Это явление напрямую связано с наличием в металлах свободных электронов.