Читаю книгу Сергея Снегова «Люди как боги» — длиннющую увлекательную абсолютно ненаучную фантастику. Третий раз. Слава моей феноменальной памяти — могу читать книги и смотреть фильмы несколько раз, иногда ни одного знакомого кадра, до того прекрасно все забывается. Как говорится, каждый день как сотворение мира.

Ну, так вот. Читаю с начала, где все молоды, веселы и полны сил и безумства. Но припоминаю уже, кто выживет, а кто погибнет. А пока... они все живы, строят планы и совсем не знают, что их ждет. Идут годы. Жизнь космическая нелегка, особенно жизнь филантропов. Герои один за другим покидают мир живых. Только что погиб один из моих самых любимых...

Недавно в беседе с одним хорошим человеком я искала пример, наглядно показывающий, что означает понятие «внутренний двигатель».

И вдруг почему-то вспомнились давнишние занятия в автошколе и теоретический курс по устройству автомобиля, в частности двигателя (речь идет о карбюраторном моторе). Тогда меня поразило, что движение такого сложного инженерного механизма, как автомобиль со всеми его возможностями, зависит от... от одной маленькой искры! Есть искра — есть движение, нет искры — машина стоит, будь она хоть спортивный болид, роскошный лимузин или скромная «Ока».

Наверное, у каждого в детстве было такое особое место, где ты вроде и один, но при этом не в одиночестве. И не обязательно оно было укромным или каким то секретным. Для меня это были качели во дворе моего дома. Их сделал мой папа самые простые: верёвка, перекинутая через перекладины и доска. Когда мне было грустно не понятно по какой причине, или я на что-то обижалась, а может быть просто была переполнена чувствами, я шла и качалась на качелях. Ритмичное покачивание, тихий скрип верёвки о дерево и такое невероятное глубокое и всегда разное небо надо мной. Через некоторое время уходили все тревожные мысли и неприятные эмоции, тело становилось почти невесомым и казалось, что я сейчас улечу в это небо; я была здесь и сейчас, ни о чём не думала, а просто жила этим мгновением.

Сейчас, вспоминая те моменты, я думаю, что я встречалась со своей душой, от этого мне было по-настоящему хорошо, светло, и я была счастлива. Я выросла, уехала учиться в город и редко бывала дома. За суетой я забыла о том чудесном чувстве. Те качели давно уже сломались, от них остались одни воспоминания. Но в этом году, весной, когда я приехала домой погостить, папа снова сделал во дворе дома качели, теперь уже для своих внуков. Я не удержалась и тоже села на них покачаться, и тут ко мне пришло это воспоминание. И теперь, когда я вижу, как мои племянники качаются на качелях, я очень надеюсь, что они тоже смогут когда-нибудь поговорить со своей душой.

Жила на Земле одна писательница. Ее звали Оксана Иваненко. Была она ученицей Антона Семеновича Макаренко. И очень любила детей.

Был у нее чудесный дар — писать необыкновенные волшебные сказки. Прочитаешь такую сказку, подумаешь, походишь, помолчишь и вдруг поймешь, что что-то внутри тебя изменилось. Проснулось что-то чистое, доброе, светлое... И ты уже никогда не станешь прежним.

Такая сила была у этих сказок.

Откуда она брала идеи для своих сказок? Наверное, у Неба, хоть и жила в советскую эпоху, когда люди не верили в Бога и в бессмертную душу. Правда, родилась и выросла Оксана Иваненко в дореволюционное время и получила классическое образование.

Порывы сильного до земли ветра сгибали деревья, наклоняя ветви то вправо, то влево. Птицы прятались в свои укрытия, гремел гром, и молнии рассекали майское небо. По всему городу пронесся сильный и быстрый ураган.

Вечером, когда все стихло, я отважилась выйти на улицу. Поваленные ветром деревья перекрывали проезжую часть улиц, часть их была вырвана с корнем, это устрашало. Когда я добралась до парка, то увидела непривычную картину — аккуратные дорожки были засыпаны обломанными ветками, повсюду видны были следы прошедшей бури. Природа постепенно приходила в себя и как будто восстанавливала дыхание после этого шторма.

Говорят, наш язык — средство не только общения, но и мышления, а, стало быть, и нашего понимания окружающего мира, себя самих и т. п. Возможно, для меня существует только то, чему я могу дать имя, и существует оно именно под этим именем.

Мы живем в мире слов и понятий, в мире своего языка. И мир, где «буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя», совсем не таков, как тот, в котором «холодный атмосферный фронт со скоростью ветра до 19 м./сек., низкой облачностью и снежными зарядами», а мир, где моя «душа радуется» и «сердце поет», совсем не таков, как тот, в котором у меня «положительный эмоциональный фон», и даже не тот, в котором у меня «хорошее настроение».

Мы не знакомы. Я не знаю вашего имени, рода занятий, взглядов на жизнь. Но, несмотря на это, у нас точно есть что-то общее. И вы, и я принадлежим к роду людей-человеков, а это немало. Это значит, что во многом мы очень похожи. Как минимум в том, что мы оба стремимся к счастью и любви, чтобы это для нас не значило. Кроме того, и это я знаю почти наверняка, каждый из нас по какой-то причине с уважением относится к слову, сказанному или написанному. Ведь в противном случае вы бы не читали эти строки. Из этих двух пунктов следует, что мы наверняка можем сказать друг другу что-то.

На днях участвовала в дискуссии на Фейсбуке и параллельно перечитывала одну из любимых книг. Зацепило меня выражение «банальный смысл». Немного покоробило и натолкнуло на размышление.

Вещи, которые трогают мое сердце, как правило, очень банальны. Утреннее солнце, смех ребенка, доброта, улыбки друзей. Перечитывала я в этот момент «Письма Баламута» Клайва Стейпла Льюиса. Люблю этого автора. Не только известные многим «Хроники Нарнии», но также и его философские работы на христианские темы. Льюис мастер нюансов. Мне кажется, что больше половины проблем, с которыми сегодня люди ходят к психологу, у него удивительно тонко разобраны. Можно пользоваться совершенно бесплатно.

В 2020 году исполняется 120 лет со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери. Мы с друзьями взялись перечитать любимые книги. «Ночной полет», «Военный летчик», «Планета людей», «Маленький принц», «Цитадель». Произведения Экзюпери как родники в пустыне, которые утоляют жажду.

Среди последних открытий — одно из самых маленьких произведений писателя, уместившееся всего на трех страницах: «Письмо генералу X». Может быть, потому, что мысли, высказанные в нем, так перекликаются с теми вопросами и переживаниями, которые рождаются сегодня, 20 мая 2020 года, когда весь мир, как после тяжелого сна, медленно держит курс на выход из «общемирового карантина».

Читаю книгу «Сокровенный смысл жизни».

В статье «Предопределенность или свобода выбора?» встретил фразу, которая показалась очень важной. Звучит она так:

Боль всегда была инструментом пробуждения сознания, мы по-настоящему умеем ценить только то, что однажды потеряли.