АссольКнига «Алые паруса» была закончена в 1922 году, и за прошедшие более 90 лет повидала всякое. В 20-е годы прошлого столетия, когда она вышла, лирико-романтические настроения еще были популярны, и «Алые паруса» быстро стали известны. Но с каждым годом коллективный герой все громче заявлял о себе и слово «мы» звучало все внушительнее. От писателей требовали «правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии». Какие уж тут алые паруса! Грина, которого всегда считали иностранцем и сказочником, принялись ругать за отрыв от жизни. После смерти писателя в Крыму стихийно родилась традиция приносить на его могилу маленькие алые паруса, и все дерево, росшее неподалеку, пламенело от них. А в наше время «Алые паруса» перешли в названия многочисленных кафе, клубов, туристических агентств, став символом сбывающейся мечты.

«Ты это точно знаешь?» — «Нет, но я интуитивно чувствую...» Часто слово «интуиция» мы используем для обозначения чего-то неопределенного, не подкрепленного логикой. Однако интуиция древнее логического мышления, и миллионы лет человек опирался исключительно на нее. Само его выживание в значительной мере зависело от степени развития интуиции. Сегодня интуиция играет ничуть не меньшую роль.

Кир знал поименно всех солдат своей армии.
Луций Сципион — всех жителей Рима.
Неужели мы не можем запомнить и сотой доли всего этого?

Сегодня я увидела мою современницу. Я смотрела на нее более пристально, чем раньше, но мне так и не удалось увидеть ее.

Я увидела множество собравшихся вместе мужчин и женщин; они разговаривали и смеялись, отмечая какое-то событие, спорили, что-то вспоминали, строили планы. Какое ощущение долгожданной встречи! Какая глубокая, казалось бы, потребность побыть в обществе друг друга! Подобные картины мы видим повсюду: на улице, в общественном транспорте, в кино, в барах, дома. Человека очень редко можно встретить одного… Но вдруг именно сейчас, наблюдая за этой компанией, я увидела, что на самом деле мы все одиноки.

Сегодня я увидела Волхвов. Верные многовековой традиции, они появились в свой день на горизонте надежд и детей, и взрослых, потому что их волшебство — для всех.

Беседовали Людмила Сергиенко и Вадим Карелин

Вера и разум часто противопоставляются друг другу. Однако, например, Иоанн Павел II считал, что «вера и разум — это как бы два крыла, на которых человеческий дух возносится к созерцанию истины». Чтобы разобраться в этом вопросе, мы обратились к профессору-священнику, магистру богословия, ректору и основателю Свято-Филоретовского института Георгию Кочеткову.

В длинном списке того, что сегодня «не в моде», есть и героизм — героическое ощущение жизни. Оно осталось только в книжках, и даже не в книгах по истории, а в фантастических историях для детей, которые любят играть бумажными или пластиковыми героями — пока не вмешается дежурный психолог и не объяснит, что подобные рассказы деформируют детский рассудок.

Ныне, чем больше говорят о свободе, тем меньше ее становится, хотя пришло ее время: без свободы ничто состояться не может, ни отдельный человек, ни жизнь во Вселенной. Тем не менее именно свобода не дается человеку. Не потому ли, что ее ищут не там, не в себе, а извне, она же рождается изнутри? В чем же причина неуловимости свободы? Ответ был дан более 2000 лет назад: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Но с тех пор человек не столько познавал Истину, сколько самоутверждался, возомнив себя истиной в последней инстанции, «мерой вещей». Сама же «мера» не есть Истина, а лишь путь к ней, если это та «мера», соблюдая которую душа пребывает в равновесии и доходит до «полноты», писал святой Августин. В своей «Исповеди» он утверждал: «Я нашел, что под моей изменчивой мыслью есть неизменная, настоящая и вечная истина». Что же мешает стремиться к вечной Истине? «Почему же истина возбуждает против себя ненависть, и человек Твой, проповедующий истину, делается врагом людей? Не потому ли, что они сначала избирают для себя любимый предмет, а потом желают, чтобы их любимый предмет был истиною... Они ненавидят истину из-за того предмета, который любят вместо истины... В наказание за это он сам не может скрыться от истины, а истина скрывается от него».

Лекция

отражениеСегодня мы поговорим о философском отношении к познанию самих себя, столь важному для всех нас.

Хотя это и кажется парадоксальным, познание самих себя — один из самых древних, самых сложных и, в какой-то степени, наименее изученных источников философии.

У каждого из нас есть в этом свой опыт. Сколько раз мы смотрели на свою фотографию и говорили: «Разве это я?» — и не думаю, что это было из-за тщеславия. То есть мы видим какое-то лицо и знаем, что оно наше, но нам стоит больших усилий узнать его – нам кажется, что мы выглядим неестественно, что мы получились хуже или лучше, чем на самом деле, что мы вышли не в фокусе, — в любом случае, это лицо с фотографии не такое, как мы себе представляли.