Когда я выключил свой старенький компьютер, за окном уже давно была ночь. Какое-то время я сидел не двигаясь и стараясь ни о чем не думать, чтобы мысли, родившиеся за те несколько часов, что я блуждал по бескрайним просторам Интернет, угомонились и пришли хоть в какой-то порядок. В голове слегка шумело, и мной владело странно-знакомое ощущение отсутствия пространства и времени, словно я пребывал в некоей пустоте, заполненной мыслями, словами, образами. Эта полифония мыслей и образов, фактов и идей была мне уже хорошо знакома, как и некое чувство сюрреалистичности происходящего. Я находился словно на границе между двумя мирами - виртуальным и реальным - и в этой точке они оба были одинаково реальны. В памяти возник образ, навеянный сном Чжуан-Цзы, которому приснилось, что он - бабочка: «Я проснулся и не мог понять, кто я: человек, которому приснилось, что он - бабочка; или бабочка, которой приснилось, что она - человек».
Так и я в эти минуты чувствовал себя одновременно и живым человеком со своей непростой жизнью, и обезличенным вечным странником, обреченным блуждать по компьютерным сетям и знающим, что чем дольше он путешествует по ним, тем длиннее расстилающийся перед ним путь. Мне захотелось задержать мгновение чтобы, находясь на этом стыке миров, попробовать лучше понять, что ищут и что находят другие люди в этом виртуальном мире, от чего они хотят уйти в «обычной» реальности и что хотят обрести в той, другой реальности. Эта виртуальная реальность гораздо шире, чем мы обычно себе представляем, она включает в себя все, что создано и запрограммировано для того, чтобы в чем-то заменить собой реальный мир, симитировать его, создать у человека иллюзию или целый комплекс иллюзий, поэтому сюда можно отнести и компьютерные игры, и различные тренажеры и имитаторы, например, для летчиков, и сеть Интернет, которая живет и развивается по своим собственным законам, и создаваемое сейчас интерактивное телевидение, и многое другое. Но, в отличие от многих других миров, созданных силой мысли, воображением человека, виртуальная реальность, после того, как она создана, живет своей собственной, независящей от создателя жизнью, она активна, она буквально вторгается в нашу жизнь, завоевывая в ней место.
Начиналась виртуальная реальность, как это сейчас ни удивительно, еще с докомпьютерных технологий, а именно с имитаторов полета. Это направление имитаторов и тренажеров интенсивно развивалось и сейчас уже существуют, наверное, имитаторы всего, что ездит, плавает, летает. Вряд ли найдется кто-то, кто хоть раз в жизни не попробовал себя в предлагаемой имитатором роли - в зале игровых автоматов или в компьютерной игре. По мере того, как имитаторы становились все более доступными, они из средства тренировки и отработки определенных навыков стали превращаться в средство развлечения. И тут оказалось, что в качестве развлечения они могут воздействовать и на психику человека, ведь неважно, какой ты во «всамделишной» жизни: храбрый или боязливый, ловкий или неуклюжий, сильный или слабый, - в мире, создаваемом имитатором, ты можешь быть самым быстрым, ловким, сильным. В этом незатейливом виртуальном мире очень легко быть суперменом, или «самым-самым», или просто таким, каким ты хочешь, - и не нужно никаких особых усилий, долгого труда, а цена самой страшной ошибки - начать новую игру. В этом искусственном мире нет поражений и победитель - всегда ты, и уже неважно, что за пределами этого мирка никто не знает о твоих талантах, зато внутри него ты царь и бог. И поэтому такой виртуальный мир начинает отвоевывать место у мира реального. Сочетать их можно только признав подчиненность, вторичность виртуального мира, поставив «победы» и «подвиги» в нем на их действительное место. Но когда в дело вмешиваются амбиции или страх и неуверенность по отношению к миру реальному, тогда виртуальный мир побеждает, и уже давно перестали кого-либо удивлять истории о людях, которые сутки напролет готовы испытывать приключения в виртуальном мире, полностью забыв о существовании мира реального.
Но наука и технология не стояли на месте, и сегодня уже обычными стали игровые шлемы, специальные перчатки и другие приспособления, с помощью которых уже можно довольно успешно действовать в трехмерном виртуальном мире, являясь как бы его «хозяином». Собственно, термин «виртуальная реальность» был придуман в конце 70-х годов, чтобы выразить идею присутствия человека в создаваемом при помощи компьютеров пространстве. При этом человек как бы отдает свои органы чувств в распоряжение компьютера, который «наполняет» их образами, звуками и ощущениями. Фактически компьютер взаимодействует непосредственно с мозгом человека, замыкая на себя все, что он видит, слышит, воспринимает. Это порождает философский вопрос: а кто же в этом симбиозе человека и компьютера «главный»? С одной стороны, человек по собственной воле включается в эту игру, отдавая себя в распоряжение компьютеру, с другой, после того, как он вошел в виртуальную реальность, он больше не хозяин ситуации, так как может действовать только в рамках того, что предлагает ему компьютер, и уже последний определяет ход и развитие событий. И единственное, что может сделать человек - это в какой-то момент «выйти из игры», но это не так просто, и чем более реальной будет выглядеть виртуальная реальность, чем более она будет естественной для человека, тем сложнее ему будет решиться выйти из нее или даже просто вспомнить о существовании выхода. Такое бывает с нами, когда во сне мы оказываемся в такой ситуации, из которой очень хотим поскорее выбраться ... но не всегда вспоминаем о том, что можем просто проснуться и оборвать сон. И главным хозяином виртуальной реальности оказывается на самом деле тот, кто ее создал и запрограммировал, кто создавал модели ее взаимодействия с человеком и определял, к чему она ведет человека. А сам человек уже становится всего лишь частью характера героя, с которым он связан, частью активной, но не определяющей, так как характер места, времени и героев задается программой.
Куда это все идет? Показательно, что модное сейчас слово «киберпространство», которое является продолжением и расширением идеи виртуальной реальности, впервые появилось менее пятнадцати лет назад в научно-фантастическом романе, где описывалось как единая, согласованная галлюцинация миллиардов людей. Получается, что квинэссенция идеи виртуальной реальности - это своего рода массовая галлюцинация, всеобщая иллюзия, овладевшая человечеством. Виртуальная реальность сама является иллюзией и способна дать человеку практически весь спектр иллюзий - от чувства всемогущества и вседозволенности до ощущения себя «винтиком», частью сверхсложного организма. Она может предоставить весь спектр ощущений, всю гамму чувств, но в рамках своей «машинной» логики. И получается, что в наш просвещенный век, когда, казалось бы, с помощью науки и техники были развеяны все иллюзии и заблуждения человечества, мы вновь готовы добровольно отдать себя во власть еще более сильной иллюзии, которая, если станет реальностью, практически не оставит нам шансов избавиться от нее, ведь с ней так удобно и хорошо. Похоже, что мы уже привыкли к присутствию виртуальной реальности и молчаливо готовы принять ее, а многие мечтают поскорее оказаться в ней. Сейчас пока что не так много людей живет «там», за границей виртуального мира, практически не выходя из него, но с каждым годом их становится все больше и больше, а виртуальный мир - все удобнее для обитания. Может быть, мы чересчур самонадеянно считаем, что тут «все под контролем» и нечего опасаться. Хотя, если задуматься, эта параллельная реальность очень напоминает легкий «безобидный» наркотик, дающий ощущение легкости, силы, неограниченных возможностей. Пока реальный и виртуальный миры разделены, но что будет в будущем, и весьма недалеком, если сейчас тратятся огромные усилия для того, чтобы сделать виртуальный мир максимально реалистичным и фактически сделать его частью реальности. И в какой-то момент мы можем вдруг обнаружить, что кругозор людей сузился до экрана дисплея или стереоэкранов шлема виртуальной реальности.
От этой мысли я поежился и это движение вывело меня из состояния, в котором я пребывал. Я встрепенулся и понял, что уже давно пора идти. Меня ждали мои друзья и важные дела, которые мы непременно должны были осуществить. Информация, найденная мной в Интернет, была как нельзя кстати. Усталость улетучилась, и я спросил себя: «А может, все это просто сон, и скоро мы проснемся и заново откроем для себя, что есть только один мир, в котором мы живем, и именно в этом мире мы можем стать лучше и сильнее, здесь мы можем испытывать удивительные приключения и совершать настоящие подвиги». Кто знает...