Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух из уст Эола...

Любой неравнодушный к балету зритель согласится с поэтическим сравнением Пушкина. Действительно, порой возникает впечатление, что танцовщик или танцовщица зависает в воздухе и уже не скоро коснется земли.
В танцевальной технике есть термин «баллон». Он происходит от французского ballon «воздушный шар» и определяет способность танцовщиков фиксировать разные позы в воздухе. Возможно, что введение этого термина связано с именем французского танцовщика XVII в. Жана Баллона, который славился воздушной легкостью своих прыжков.


Прыжки являются технически наиболее трудными движениями в искусстве классического танца. Одним из самых сложных элементов прыжка является demi-plie (мягкое приседание), при помощи которого осуществляется толчок. Необходимо хорошо владеть всем телом и четко ощущать его центр (который, собственно, и осуществляет движение), чтобы, оттолкнувшись, взлететь вверх, а не приземлиться на пол, предварительно подпрыгнув. На практике каждый может попробовать и почувствовать разницу между прыжками: все зависит от того, чего мы хотим — подняться в воздух или вернуться на землю. Соответственно и будет направлено движение — вверх или вниз.
Прыжки подразделяются на несколько групп в зависимости от позиции и направления: вверх и с продвижением, с одной ноги и с двух и т. д. Наиболее зрелищным прыжком является grand pas jete. Это высокий прыжок с продвижением: нога, выполняющая бросок на взлете, как правило, должна достигать 90 градусов к полу. В момент кульминации взлета обе ноги фиксируют шаг по отношению к поверхности пола в 150 (и более) градусов.
Этот прыжок особенно напоминает полет. Обычно в балете это кульминация чувств, душевных порывов героев — собственно, того, что заставляет оторваться от земли. Прыжок выполняется на пределе возможностей и потому выражает стремление перешагнуть этот предел, пойти дальше. Пойти — или полететь.
Так в чем разгадка крылатости прыжков? В особой ли технике тренировок, в таланте ли исполнителя? А может быть, дело в том, что служение искусству балета требует самоотречения, непрерывной и каждодневной работы над собой, и как следствие приходит умение летать?
Почему люди не летают? Это очевидно — им мешает земное притяжение. Но ведь есть, наверное, и небесное притяжение. То, что постоянно зовет нас в небо, что заставляет летать во сне и зачаровано следить за полетом птиц наяву. И вот на сцене мы видим материализовавшуюся мечту о полете. Как напоминание о том, что невозможное возможно.


You have no rights to post comments