Ян Твардовский |
…Нет на земле безвыходного положения
Если Бог закрывает дверь — то открывает окно
Передохни смотри
Падают из облаков
Мелкие крупные несчастья необходимые для счастья
И у обыденных забот научись спокойствию
И забудь что существуешь ты
Когда говоришь о любви.
Ян Твардовский
«Время от времени я задаю себе три вопроса: Зачем я пишу? Для кого пишу? Что думаю о своих стихах?
Я не веду дневник. Свои переживания, впечатления, встречи с миром и людьми я записываю в стихах. Стихи — это форма общения, в которой автор хочет поделиться чем-то из собственных впечатлений. Я пишу так, словно говорю с кем-то из близких. Для меня стихотворение — это поиск контакта с другим человеком. Мне хотелось бы затронуть каждого.
Я постоянно стараюсь писать лучше… В мире безверия я стараюсь говорить о вере, в мире без надежды — о надежде, в мире без любви — о любви.
Стихи спасают то, что растоптано. В эпоху компьютеров и техники они появляются как нечто человеческое, душевное, не отравленное ненавистью, злобой, спорами. Они приносят согласие и гармонию. Они обеззараживают сегодняшнюю действительность…
Страдание — не всегда является несчастьем, а может быть испытанием верности перед лицом тайны, а смерть становится встречей с Богом, Который есть Любовь» — с такими словами обращается к своим читателям польский католический священник Ян Твардовский.
Я познакомилась с творчеством этого удивительного человека случайно — услышала от друзей строки: «…Господи, даруй мне одиночество подлинное, когда Ты говоришь во мне, а меня — нет». Они растрогали душу, и очень захотелось узнать, кто же так просто смог сказать о том, чему вообще трудно подобрать слова?!
Ян Твардовский. Человек, который прошел длинный путь, чтобы найти себя, свое место в этом огромном мире. Священнослужитель — и поэт, пытающийся достучаться до других. Чтобы услышали. Задумались. Оглянулись — и увидели себя, родных людей рядом, собаку на улице, падающий с дерева лист и за всем этим — Бога…
Твардовский ничего не критикует, не очерняет, не сетует на кажущуюся несправедливость. Никогда не восстает против того, чего не понимает. А всегда и во всем ищет добро и верит в него. Потому-то он постоянно говорит о любви, вере, сострадании, о простой подаренной миру улыбке… о Боге. Он твердо знает: что бы ни происходило, добра в мире больше.
Он никого не наставляет на путь истинный, а лишь не дает забыть: человеку дан Выбор. Быть собой или предать себя. Вечность всегда с нами, говорит поэт, надо только жить, помня об этом.
В стихах Твардовского сокрыты глубокие мысли о том, что придает жизни ценность. Его заповедь: «Писать такие стихи, которые помогают улыбаться и творить». Книги Яна Твардовского выходят огромными тиражами, а он просит: «Научи меня быть меньше малого».
Обладая редкой способностью говорить простыми словами о трудных темах, он делает это искренне, точно, и ему всегда веришь. Потому что чувствуешь, что это не теория и не наставления, а пережитый опыт и молитва.
Справедливость
Спасибо Тебе за то
что Твоя справедливость в неравенстве
то что есть у меня и то чего нет
даже то что мне некому дать
всегда кому-нибудь нужно
ночь существует чтобы наступил день
тьма чтобы светили звезды
есть последняя встреча и первая разлука
мы молимся потому что другие молчат
умираем за тех кто умирать не хочет
любим потому что у других остыло сердце
и если одно приближается к нам
другое от нас всё дальше
неравные нужны друг другу
вместе легче понять что каждый существует для всех
легче увидеть целое
В его стихах мир человека и природы один, общий. Каждый цветок, травинка, птица, облако — нужны, полны значения, отражают глубину божественного замысла…
Разговор с Корой
Здравствуй, Кора!
Сколько листьев, сколько птиц! Сколько мы уже не виделись? Два года? Или все-таки три? И я не знаю... Но самое главное —это то, что я тебе пишу.
Как ты? Все шелушишься? А я все так же, Кора. Все брожу. От дома к дому. Только передохнуть негде. Ты ведь одна у меня. Единственная, с кем так тихо сидеть.
Помнишь, как я тебе читал стихи, а потом заснул? Проспал, сидя, два часа. А проснувшись, обнаружил на коленях желтый лист. Что это было: «спасибо» или одеяло? Я вот думаю, что все-таки это было одеяло. Тепло, Кора.
Знаешь, ты очень теплая. А когда в тебе поет скворец, ты дрожишь. Я специально ухо прикладывал. Ты шершавая и теплая.
Я тебе новое стихотворение принес. Только не думай, что оно грустное. Вовсе нет. И вообще, грустных стихов не бывает. Оно точно такое же, как та изба рядом с тобой. Разве изба может быть грустной? Вот и я так думаю.
Все для него важно, все заслуживает внимания. Для него Бог — не только Бог «человеков», но и кленов, незабудок, божьих коровок, скворцов, собак… Каждое живое существо единственно и неповторимо. У каждого есть чему учиться.
Ожидание
Посмотри на пса привязанного перед магазином
Он думает о своем хозяине
И рвется к нему
Ждет на задних лапах
Хозяин для него и двор и луг и лес и дом
Пес следит за ним глазами
И тоскует хвостом
Поцелуй его лапу
Ведь он показывает как Господа ждать
Радоваться каждому мигу бытия и примечать знаки вечности, готовить душу ко встрече с неведомым — вот что главное. Прощая человеку слабость, поэт напоминает: «Главное в жизни — не мешать Богу действовать через тебя».
Больше ничего
«Бог мой» написал он. И зачеркнул, подумав,
настолько же мой насколько я эгоист.
Написал «Бог людей», но прикусил язык, вспомнив
что еще есть ангелы и камни похожие в снегу на зайцев
Наконец написал просто «Бог». Больше ничего.
И то написал слишком много.