Одиссей, Пер Гюнт, Гулливер и поиски самого себя
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Любая история или миф о герое — это история Пути. А история Пути — история поисков и обретения самого себя, своего места в жизни. Одиссей возвращается на Итаку, к верной Пенелопе. Пер Гюнт находит себя самого в душе Сольвейг. Гулливер обретает самого себя у гуигнгнмов.
Конечно же, это прекрасные истории, но, пожалуй, они гораздо интереснее и увлекательнее, чем то, что происходит со мной, человеком, который вовсе не ставит парус на корабле крутобоком, странствуя по винно-черному морю, а сидит дома на карантине, и если что-то бороздит, то не просторы многорыбного моря, а совсем иные… Так какие же выводы мне сделать, читая эти мифы?
Сияющие глубины Карела Чапека
- Информация о материале
- Автор: Ольга Щербакова
Карел Чапек. Биографическая справка сообщает дату рождения — 9 января 1890 года, село Мале-Сватонёвице. Дата смерти — 25 декабря 1938 года, в Праге. В энциклопедической статье указано: «Чешский писатель, прозаик и драматург, переводчик, фантаст. Классик чешской литературы XX века». За этими скупыми строчками кроются сияющие глубины.
Чехия занимает по площади менее 1% от площади России. И о чешской литературе знают немногие. И немногие знают, что Карел Чапек успел за свои 48 лет:
Опра: девочка с фонариком
- Информация о материале
- Автор: Ксения Архипова
О своей жизни в Милуоки Опра Уинфри сказала: «Я предпочитала прятаться в туалете и читать с фонариком. Чтение давало мне надежду. Что ж поделать, другие смеялись надо мной, думая, что я пытаюсь стать кем-то. А я уже была».
Величественный дуб отбрасывает тень на двух собеседников. Их лица обращены друг к другу. Они разговаривают, но их беседа — это нечто большее, чем качественный разговор на интересную тему. Это искренняя, даже интимная беседа двух людей на самые важные темы.
Разум, мнения и мемы с точки зрения лошадей
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Речь, конечно, не совсем о лошадях… Уже месяц, как я прочитал «Гулливера», но к некоторым идеям хочется вернуться еще раз. Одна из них звучит в рассказе о гуигнгнмах: «Для них разум не является, как для нас, инстанцией проблематической, снабжающей одинаково правдоподобными доводами за и против; наоборот, он действует на мысль с непосредственной убедительностью, как это и должно быть, когда он не осложнен, не затемнен и не обесцвечен страстью и интересом. Я помню, какого труда стоило мне растолковать моему хозяину значение слова мнение или каким образом утверждение может быть спорным; ведь разум учит нас утверждать или отрицать только то, в чем мы уверены, а чего не знаем, того не вправе ни утверждать, ни отрицать. Таким образом, споры, пререкания, прения и упорное отстаивание ложных или сомнительных положений суть пороки, неизвестные гуигнгнмам».
Шутка-прибаутка, или Сказ о рюкзаке-монстре
- Информация о материале
- Автор: Ксения Архипова
Кто не любит шуток, да еще и хороших и уместных?! Может и есть такие уникальные люди, но живут они вероятно в параллельной от меня вселенной.
Себя я никогда не относила к той редкой породе людей, способных на искромётный каламбур по любому поводу и без. Однако и в моей не столько искромётной жизни юмор определенно присутствует. Не с перманентной пропиской, но с периодической регистрацией точно. И моё знакомство с этой удивительной способностью человечества, а может и не только его, убедило меня в одном не очевидном свойстве юмора. Юмор, даже самый плохенький и неумелый, если он пришёлся к месту и ко времени, способен давать силы.
Золотая заклепка
- Информация о материале
- Автор: Елизавета Шамехина
По легенде, на мосту Петра Великого одна из заклепок – золотая. Покрашена серой краской как остальные, чтобы не так легко было её найти. По грубым подсчетам, заклепок на мосту несколько сотен тысяч…
И вот тут включаем воображение. Предположим, кто-то точно знает, что золотая заклепка там есть. Вероятность того, что она попадется с первого раза наугад — примерно 1/500 000. Но если быть уверенным, что заклепка там есть, и если она очень нужна, то поиски стоят того, чтобы потратить на них силы. Вопрос только времени и везения, какой по счету попадется заветный крепеж: с первой попытки, в середине работ или окажется последним. При наихудших обстоятельствах заклепка найдется в самом конце: предстоит проверить 499 999 заклепок, прежде чем встретимся с нашей заветной.
Третий шанс
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
По совету друзей посмотрел первый сезон сериала «О дивный новый мир», созданный, как указано в титрах самого фильма, на основе романа Олдоса Хаксли. Фильм интересный, есть о чем подумать, но пока только одно размышление.
Авторы фильма, как я понял, разделяют две вещи: интеллект, который построил этот «дивный» счастливый (к этому слову есть большой вопрос) мир, четко упорядоченный и рациональный — с одной стороны, и чувства человека — с другой. Интеллект упорядочен, объективен, предсказуем. Чувства — нечто непредсказуемое, неожиданное, субъективное. Именно чувства создатели фильма делают главным свойством человека, противопоставляя их искусственному интеллекту Индры. Понятно, машина не может чувствовать — это свойство только человека.
Перед человеком только две альтернативы: либо иррациональные человеческие чувства, либо рациональный бездушный интеллект, это и создает, как я понимаю, главный конфликт. Однако создатели фильма исключают (по крайней мере в первом сезоне) возможность альтернативы третьей — помимо чувств и интеллекта, я думаю, человек обладает разумом, чем-то более глубоким и глобальным, чем интеллект. Мне кажется, это очень знаковый факт. Кстати, в самом романе намеки на это есть, а в предисловии к изданию 1946 года (первое — 1932 год), Хаксли пишет, что дал бы героям этот третий шанс…