Парадокс свободы
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Недавно на лекции заговорили о свободе. Популярная, но очень непростая тема, как впрочем, все оказывается непростым, стоит лишь поглубже задуматься. Раньше я думал, свобода — независимость, безграничные возможности, цель стремлений и усилий. Может быть, так понятнее, куда идти — преодолевай зависимости, отбрасывай то, что тебя связывает, и тому подобное. Свобода связана с выбором — это очевидно, но теперь я понимаю, что существует она только до выбора, и только для того, чтобы отказаться от нее, ведь любой выбор — это в каком-то смысле отказ от свободы. Свобода — это возможность, которая реализуется в выборе и взятой на себя ответственности. Она обретает смысл, только если мы эту возможность реализуем. Пытаясь хранить и лелеять свою свободу, я теряю ее бессмысленно.
Имея разум и сознание, я всегда вынужден выбирать, то есть отказываться от свободы, именно поэтому я свободен. Вопрос, стало быть, не в стремлении к свободе как самоцели, а в выборе, с чем себя связать. Я могу связать себя с чем-то поверхностным и мелким — своим раздражением, ленью, слабостью, могу с более глубоким и сильным — идеями, моральными принципами, то есть с внутренним, с разумом и Волей. Наверное, это имел в виду Кант, говоря о категорическом императиве и автономии воли.
Одиссей. Приключение внутри меня
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Интересный прием использует Гомер, чтобы рассказать о странствиях Одиссея. О главных приключениях мы слышим только от самого Одиссея, как будто — это его сугубо внутренний опыт, никто другой их не видел. Лишь последние их этапы — путешествие от загадочного острова Огигии, окруженного «бесплодным морем» до не менее загадочной Схерии, обитаемой удивительным народом феаков, чьи корабли управляются не рулем, а силой мысли, и путь до Итаки — мы видим вместе с Гомером.
Еще одна странность в том, что корабль феаков, перевозящий Одиссея отплывает вечером, и весь путь Одиссей спит, просыпаясь уже в одиночестве на берегу Итаки, будто все прожитое им было сновидением. Иллюзией и глубокой реальностью одновременно. Похожий прием использует автор Бхагавадгиты, о главном ее событии — битве на поле Куру, мы слышим от ясновидящего, который способен ее увидеть, но не в повествовании автора. Кажется, и автор Гиты, и Гомер хотят подчеркнуть, что самые важные приключения, самые важные события и битвы происходят именно внутри человека, со стороны их не увидишь.
В своем внутреннем мире я забываю о своей Итаке вместе с лотофагами, разрушаю себя и других вместе с лестригонами, гибну под сладкие песни сирен, пребываю в безвременьи Огигии, и там же, внутри, встречаюсь с Афиной, не оставляющей меня своими советами и поддержкой, если я готов следовать им. Можно много рассуждать на тему «описание духовного пути в поэмах Гомера», обращаться к словарям символов и энциклопедиям, но, мне кажется, только внутренний опыт и открытость к рационально необъяснимому дает возможность понять то, о чем говорит миф, а с другой стороны, и, что еще важнее, понять себя и жизнь, увидеть этот самый путь в своей жизни.
Я люблю тебя, Город!
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Короткова
Все-таки особенная в этом году весна. Уже почти лето, удивительно тепло даже ночью. Люди радуются возможности побыть на улице подольше, и ночью можно увидеть удивительные сцены.
Вот два человека у капота машины на обочине дороги. Что делают? Играют в шахматы. Неожиданно, правда? А вон там молодежь, укутавшись в полотенца, слушает рэп, бухтящий из окна авто. Кстати, неплохой рэп!
И как-то мирно все. Гонщики на мотоциклах и гоночных машинах еще не поехали шуметь — рано еще, надо дождаться пока все уснут :)
Сирень пахнет так, будто заполонила собой весь мир.
Я люблю тебя, Город. Особенно весной.
Нам вечно не хватает разумности и скромности
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Готовлюсь к лекции об Одиссее. Перечитываю его уже третий или четвертый раз, и каждый раз вижу что-то новое, все больше целостности в этом огромном произведении. Рождается ощущение общей идеи, которой подчинено все повествование. И хотя до ясности очень далеко, хочу поделиться несколькими размышлениями.
В первой песне эпоса звучат слова Зевса:
Странно, как смертные люди за все нас, богов, обвиняют!
Зло от нас, утверждают они; но не сами ли часто
Гибель, судьбе вопреки, на себя навлекают безумством?
Думаю, это одна из основных идей «Одиссеи». Почему Одиссей возвращается домой через долгих десять лет, и только потеряв всех своих спутников, всю свою военную добычу? Ведь судьба и боги ему благоволят: и Афина, постоянно сопровождающая его, и сам Зевс. Однако Одиссей навлекает на себя гнев Посейдона — того, кто правит морскими путями. Навлекает не столько ослеплением сына Посейдона — Полифема, сколько своей гордыней. Хитроумно назвавшись «Никто» он спасает и себя, и спутников от страшной гибели в руках циклопов, однако, уже отплывая от острова, вместо благодарности судьбе и богам начинает похваляться своей силой и умом, и в итоге именно это становится причиной негодования Посейдона. Говоря простым языком, он оказывается недостаточно разумным и скромным, чтобы пройти этот путь с минимумом потерь.
Так, возможно, и нам мало доброго плода наших усилий, мы желаем еще и славы, похвал и т.п., привязываясь к ним, и тем самым, затрудняя и удлиняя свой путь...
Маяк
- Информация о материале
- Автор: Елена Белега
Маяк... Он указывает путь кораблям, предупреждая их об опасностях.
Один из старейших маяков на Дальнем Востоке — Токаревский. Расположенный на рукотворной каменистой косе, отходящей от мыса Токаревского. Здесь опасное для судов мелководье, поэтому и создали эту дамбу (похожую на хвост кошки), на которой еще в 1876 году поставили светящийся знак. В начале 20 века на восьмигранном фундаменте была выложена круглая каменная белая башня маяка высотой 11,9 метра, сохранившаяся до настоящего времени в первозданном виде.
Эту косу с маяком символически называют началом Тихого океана. Именно здесь начинается день на планете: появляются первые лучи солнца. Сюда зимой приходят тюлени, и нерпы любят играть рядом с маяком до наступления весны, когда они уходят на острова в ожидании потомства.
Но бывают люди-Маяки... Они, как правило, скромны, но освещают дорогу идущим.
Чтобы хотелось хранить мир, нужно помнить о войне
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Короткова
День Победы. Мы вспоминаем о войне. Хотя как мы можем вспоминать о войне, мы ведь не жили еще в то время. Давно это было.
А в некоторых странах война была недавно. А где-то война сейчас....
Несколько лет назад волею судьбы мы с друзьями приехали в Сараево. Мы ехали по улицам города на машине, и я, наблюдая стены домов с выбоинами от пуль и снарядов, думала: почему они не отремонтируют стены? А потом кладбища — много белых кладбищ прямо посреди города. И на могилах годы смерти людей — в основном с 1992 по 1995. Я удивилась тогда, а друзья сказали: «Разве ты не знаешь? Здесь недавно была война»
И тогда я вспомнила. Вспомнила, как приезжал много лет назад к нам в Москву руководитель югославской школы «Новый Акрополь» Андро, как рассказывал о той войне, показывал фотографии. Я смотрела во все глаза на этого скромного спокойного человека и думала: «Он приехал с войны. И снова вернется на войну...»
Много лет прошло с тех пор. Жители Сараево не отремонтировали поврежденные пулями и снарядами стены, как тысячелетия назад жители сожженных персами Афин не стали восстанавливать город. Чтобы не забыть.
Нельзя забывать о войне. Чтобы хотелось хранить мир.
Идеал и идеальные образы
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
После нескольких давних и недавних разговоров о философии, я задумался, ну хорошо, вот мне близок идеализм, но что это значит? Наверное, первым всплывает знаменитый вопрос — что первично: бытие или сознание, и «естественное» противопоставление идеализма и материализма. Однако для меня это вопрос не выбора философской системы или учения, а, прежде всего, выбора ценностей и ориентиров в жизни.
Впрочем, написав «выбор», я подумал, что точнее будет сказать «осмысление» или «осознание» того, что дорого и значимо моему сердцу («выбор» создаёт ощущение чего-то внешнего). Эти глубоко внутренние, и я бы даже сказал, природные ценности — отражение моего идеала — я выражаю в своих поступках и т.д., ради них я работаю и над собой.
Тут, мне кажется, может возникнуть путаница между понятиями «идеал» и «идеальный образ» (все эти «идеальные мужья», «идеальные женщины», «идеальные люди» и тому подобные пустые понятия, ибо, как говорил Платон: совершенство — птица, которая не живёт на Земле). Первое рождается изнутри, и в каком-то смысле и есть я сам. Второе мы придумываем себе, как нечто внешнее.