Портреты девочек Воронцовых
- Информация о материале
- Автор: Светлана Обухова
Есть что-то притягательное в русских портретах восемнадцатого столетия. Из глубины темного фона, словно из сумрака канувших в лету времен, от которых в памяти нашей не осталось и следа, появляются лица. Незнакомые, но такие живые, что трудно оторвать взгляд! Как, например, от портретов сестер Воронцовых кисти Дмитрия Григорьевича Левицкого, одного из самых ярких мастеров русской портретной школы того времени.
Из четырех одинаковых овалов смотрят четыре девочки. Одинаковые позы, одинаковые по фасону платья, похожие прически; они и сами очень похожи друг на друга.
Но до чего же они разные!
Знает ли Бог Математику?
- Информация о материале
- Автор: Алексей Чуличков
Зачем мы изучаем математику? Чтобы нас не обсчитали в магазине или в банке? Да, наверное. Но для этого достаточно знать основные арифметические действия. А нам почему-то толкуют о геометрических теоремах, свойствах функций…
Можно ответить так: без математики не было бы науки, а значит, многих ее достижений, существенно облегчающих нашу жизнь. Ну и пусть бы тогда этой наукой занимались «яйцеголовые», их не так-то много и нужно. А всем-то зачем?
А оказывается, математика — это тот мостик, который соединяет нас с миром, где живут чистые идеи. Они бесплотны и невидимы, но ощутить их может тот, кто умеет мыслить абстрактно — так, как учит математика. А мир идей прекрасен, и ощутить его красоту помогает знание математических законов гармонии. Это знание позволяет видеть и создавать красоту, видеть присутствие Божественного (читай: природного) закона в окружающем и в нем самом. Видеть, что Бог не бесконечно далек, а рядом, и к нему можно прийти, обращаясь к прекрасному и создавая его. Ведь стремление к красоте может быть тем путем, на котором достигается гармония во взаимоотношениях человека с миром, с другими людьми и с самим собой. Числа правят миром, а значит, и каждым из нас…
Математика и красота
- Информация о материале
- Автор: Елена Белега
Как-то в одном нашем разговоре Шамиль Гимбатович Алиев размышлял о том, как нужно затачивать карандаш. Слишком обнажишь грифель — он сломается, оставишь чуть-чуть — получится некрасиво. «И что ты красивого напишешь, если некрасивым карандашом писать будешь?»
Потом несколько дней я только о карандашах и думала. А когда поделилась своими «карандашными» открытиями с другом, то оказалось, что красота — критерий эффективности не только для Шамиля Гимбатовича. У друга в институте был необычный профессор. Принесли ему однажды студенты инженерный проект. Профессор на проект посмотрел и сказал: «Это работать не будет». Студенты в недоумении… Просили цифры проверить, уверяли, что все правильно должно быть. Но профессора не переубедили: «Зачем цифры считать, я же вижу: некрасиво».
Что же это за видение такое? И почему одни видят, а другие нет? И при чем здесь математика?
Лебеди. Певцы Аполлона
- Информация о материале
- Автор: Светлана Обухова
С давних времен среди северных народов, особенно исландцев и норвежцев, живет такое поверье. Если в морозную звездную ночь выйти на морской берег и там долго вслушиваться в тишину, то можно расслышать приятный звон множества серебряных колокольчиков. Или высокий голос скрипки. Это поют лебеди: поет всегда один, потом другой, как если бы они отвечали друг другу…
О лебедином пении сохранились предания у многих народов.
Найти своего учителя
- Информация о материале
- Автор: Наталья Чуличкова
О традиционном японском образовании рассказывает наш гость Виктор Петрович Мазурик, один из лучших в России специалистов по японской культуре, человек, знающий о Японии все и даже больше.
• Виктор Петрович, Япония — удивительная страна, каким-то чудом сохраняющая древние культурные традиции при самых современных достижениях науки и техники. Опыт, бесспорно, уникальный. Может ли он быть чем-то полезен нам, особенно в сфере образования?
Дело в том, что любая восточная культура развивается иначе, чем западная. Восточные страны не пытались автоматически переносить к себе те социально-экономиче-ские законы, с которыми они сталкивались на Западе. Они говорили об азиатском преимущественно эволюционном пути развития в противовес революционному западному. На Западе любая новая структура как на государственном, политическом, экономическом, так и на культурном уровне рождается, словно бы отталкиваясь от предшествующей ступени, противопоставляя себя опыту прошлого, преодолевая его. В восточной культуре этого пафоса преодоления и отталкивания просто нет. Японская культура в этом смысле классическая восточная культура: в ней новое прорастает через старое, не только его не отменяя, но даже не устраняя его присутствия во всей полноте в настоящем.
«Алые паруса». Книга-юбиляр
- Информация о материале
- Автор: Варвара Куделина
Книге «Алые паруса» 85 лет. Если сравнивать с человеком, это целая жизнь. И так же как 85-летний человек, книга Александра Грина на своем веку повидала всякое.
В 20-е годы прошлого столетия, когда она вышла, лирико-романтические настроения еще были популярны, и «Алые паруса» быстро стали известны. Но с каждым годом коллективный герой все громче заявлял о себе и слово «мы» звучало все внушительнее. От писателей требовали «правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии». Какие уж тут алые паруса! Грина, которого всегда считали иностранцем и сказочником, принялись ругать за отрыв от жизни. После смерти писателя в Крыму стихийно родилась традиция приносить на его могилу маленькие алые паруса, и все дерево, росшее неподалеку, пламенело от них. А в наше время «Алые паруса» перешли в названия многочисленных кафе, клубов, туристических агентств, став символом сбывающейся мечты.
Благовещение
- Информация о материале
- Автор: Светлана Обухова
В древнем храме; в средневековой рукописной книге; в картинной галерее среди шедевров Возрождения; среди старинных гобеленов, которыми когда-то украшали замки, можно увидеть особенную сцену: «Радуйся, благодатная! Господь с тобою» — архангел Гавриил, подняв руку в благословляющем жесте («Аве, Мария!»), приносит Деве весть, что она станет матерью Христа.
Что испытала Дева Мария в тот миг, когда перед ней появился ангел? Как приняла Весть? Что стоит за немногими ее словами, записанными Евангелистом Лукой: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» и «Се, раба Господня; да будет мне по слову твоему»?