Золотая решетка
- Информация о материале
- Автор: Александр Кузнецов
Кузнечное ремесло издавна считалось особым, а кузнецов обожествляли, считали магами и волшебниками — кто не знает Гефеста у греков или славянскую сказку о кузнеце, подковавшем голос? Ремесло это обросло легендами и преданиями, но помимо легенд старые русские кузнецы оставили нам большое наследство: оружие и доспехи, ограды и светильники, различную утварь и ритуальные принадлежности. Все эти вещи мастера стремились сделать не только функциональными, но и красивыми. Некоторые из них имеют интересную историю, а своей тонкостью и изяществом поражают до сих пор.
Московские мастера XVII века активно обращались к древним народным традициям. Параллельно развивалось и другое направление, использовавшее в ковке образцы западноевропейского искусства. При заказе так и определялось: «по заморскому образцу, тою же мерою». Но настоящие художники — а русские кузнецы и литейщики были художниками высокого класса — не могли слепо копировать, не внося в произведение своего понимания художественной выразительности изделия.
Что рассказала Гигиея
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Роменская
Как сохранить здоровье? Вопрос этот задавал себе каждый. Но абсолютного ответа на него современная медицина не дает. Неудивительно, что все чаще мы обращаемся к «традиционной» медицине, подразумевая, как правило, медицину народную. А если заглянуть еще дальше, во времена легендарные и мифологические? Что нам подскажут боги?
В древней Греции не существовало больниц в нашем понимании, а были асклепийоны — лечебницы при храмах, названные по имени бога медицины Асклепия. Мифы донесли до нас рассказы о великом врачевателе и его детях. Среди дочерей и сыновей Асклепия мы видим и Телесфора — гения выздоровления, и Панацею, отвечающую за лекарственное лечение, и Иасо, богиню исцеления. Однако старшая дочь Асклепия Гигиея была просто... богиней здоровья. Все, что связано с этой богиней, — мифы о ней, ее атрибуты и символы — хранит в себе огромный опыт человечества, бесценные знания о том, что такое жизнь и что такое смерть, что такое здоровье и что такое болезнь.
Что ни век, то век железный
- Информация о материале
- Автор: Наталья Аднорал
Почему наш век называется железным? Связано ли это с физическими свойствами металла? Возможно, знакомство с историей освоения железа, с его природой и символикой облегчит понимание нашего времени и нашего места в нем.
Железный век (начался около II–I тыс. до н.э.)
В археологии: исторический период повсеместного распространения железа как материала для изготовления оружия и орудий. Следует за каменным и бронзовым.
В индийской философии — Кали-юга: век тьмы, четвертый и последний период в цикле проявленного мира. Следует за Золотым, Серебряным и Бронзовым.
Платон в «Государстве» также рассказывает о четырех веках человечества.
Железный век. Это эпоха перемен, действия и двойственности. Там, где война, — это и жестокость, и героизм. Там, где личность, — это и культ эго, и яркая индивидуальность. Где свобода — это и полное непринятие закона, и абсолютная ответственность. Где власть — это и стремление к захвату и подчинению других, и умение «властвовать собой». Где поиск — это и жажда все новых удовольствий, и любовь к мудрости. Где жизнь — это и выживание, и Путь. Железный век — это этап движения из прошлого в будущее, от старого к новому. Это век, в который живет каждый из нас.
Этерпа. Изливая волшебное звучание...
- Информация о материале
- Автор: Анна Юдина
Эвтерпа предлагает тростники со сладкоречивыми дуновениями.
Авзоний. Имена Муз (IV в. до н.э.)
Эвтерпу считают покровительницей музыки. Имя ее в переводе с греческого значит «очаровательная». Она всегда изображается юной, прекрасной девушкой, похожей на нимфу; в руках ее полая флейта:
Эвтерпа играет на многопросверленных тростниках,
Изливая волшебное звучание в искусном исполнении.
С Эвтерпой связано само происхождение музыки в том виде, в каком мы ее знаем. Для древних было закономерно, что музыка земная это всегда отражение музыки небесной, музыки Природы. И поэтому первые музыканты были жрецами, а Эвтерпа в этом смысле представляет собой принцип проводничества. Древние греки считали, что Эвтерпа олицетворяет чистоту, потому что только с чистым сердцем и чистой душой, успокоив свои мысли и желания, можно услышать эту Музыку, а тем более быть проводником ее для людей.
Чай: эстетика простоты
- Информация о материале
- Автор: Наталья Чуличкова
В прошлом номере журнала мы рассказывали о японской чайной церемонии. Эта статья привела к новому знакомству. Сегодня наш собеседник — доцент кафедры японской филологии в Институте стран Азии и Африки при МГУ канд. филологических наук Виктор Петрович Мазурик. Чайному мастерству Виктор Петрович обучался в Японии и является членом Российского филиала чайной ассоциации «Урасэнкэ» с момента открытия его в Москве в 1989 г.
Закон бутерброда
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Чернышева
Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь.
Ты его колбасой кверху держишь,
а его надо колбасой на язык класть.
Так вкусней получается.
Кот Матроскин
Что наша жизнь без философских вопросов? Тех, которые отрывают нас от серой действительности и уводят нас в мир открытий и приключений? Как говорится, сплошная проза и никакой поэзии.
Вот, например, простая ситуация: просыпаетесь вы утром, понимаете, что опять проспали, и начинаете быстро собираться. Бежите в ванну, одеваетесь, одним глазом умудряясь смотреть новости, и — быстрее на кухню. Традиционная чашечка кофе и бутерброд с маслом (лучше и с сыром — так вкусней). Одна рука тянется к чашке, другая подносит ко рту бутерброд и,,, бамс! — бутерброд стремительно падает на пол. И конечно — маслом вниз (сыр успел отлететь в сторону).
Джордано Бруно: душа героя
- Информация о материале
- Автор: Елена Сикирич
Душа человека — величайшая тайна. И тайну эту пытались разгадать все великие философы мира. Джордано Бруно, выдающийся философ, поэт и гениальный ученый, свою книгу «О героическом энтузиазме» посвящает проблемам Души и берет за основу учения философов античного мира, особенно орфиков, Пифагора, Платона, Плотина.
Бруно поддерживает идею античных философов: наша душа находится на грани между телесным и бестелесным существованием, она параллельно живет в двух измерениях. Ее божественная, бессмертная часть живет в мире «умопостигаемом» — духовном, небесном, в мире вечных идей и принципов. Ее вторая, смертная половина живет в мире «чувственном» — материальном, тленном, земном.