Современники свидетельствуют, что это было не просто изваяние — перед ним хотелось преклонить колено, а все, что мучило и терзало, забывалось. Философ-стоик Эпиктет считал настоящим несчастьем умереть, не увидев этой скульптуры, и всем советовал отправиться в Олимпию, чтобы на нее посмотреть. А поэт I века до н.э. Филипп Фессалоникский спрашивал: «Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, Или на небо ты сам бога узреть восходил?»
Представьте, что вы вошли в огромный храм. В глубине зала в мягком струящемся свете на высоком троне сидит Он. Вы понемногу приближаетесь, всматриваясь. Правильные черты выражают царственно спокойное величие, и вместе с тем лик милостив, доброжелателен и ласков. Глаза громовержца ярко сверкают, но взгляд их не только не страшит, а, напротив, своей кротостью и внутренней силой останавливает стремительный поток мыслей и заставляет прислушаться к себе. На его голове — масличный венок. Свободно спадающие волнистые волосы и борода дополняют образ небожителя. С огромной ладони правой руки почти взлетает крылатая богиня победы Ника, в левой руке — скипетр, на который Зевс слегка опирается. Плащ наброшен на плечо и струится складками вниз. Проступающие на ткани изображения полевых лилий и животных дополняют ощущение присутствия жизни.
Трон Зевса подобен книге мифов: здесь изображены и сфинксы, и богини судьбы Оры и Хариты, и танцующие фигуры Ник. Здесь разворачиваются целые мифологические сюжеты: спор Аполлона и Ниобы, подвиги Геракла, сцены из мифов о героях троянской войны, Геспериды.
Скульптуру создавал знаменитый Фидий для города Олимпия около 448 г. до н.э. Храм, для которого ваяли статую, находится в центре древнего святилища и до сих пор поражает своими размерами: в длину он достигает 64 метров, в ширину — 28, а высота внутреннего помещения — около 20 метров.
Сидящий на троне Зевс (14 метров в высоту — примерно пятиэтажный современный дом), казалось, подпирает головой потолок. Фидий использовал хрисоэлефантинную технику: вся фигура и детали изготавливались из дерева; открытые части тела, руки скульптуры покрывали пластинами розоватой, теплой слоновой кости; одежду, сандалии, волосы, бороду, оливковый венок поверх дерева закрывали тонкие золотые листы. Статуя Ники — богини победы — покрыта золотом, высокий жезл с навершием в виде орла также отливает золотом.
«Пол перед статуей выстлан не белым, а черным мрамором. Это черное пространство окаймляет несколько приподнятая полоса из паросского мрамора, чтобы задерживать сливающееся сюда масло. Масло очень полезно для статуи в Олимпии: это масло служит средством предохранить слоновую кость от той порчи, которую может принести болотистый воздух Альтиса» (Павсаний «Описание Эллады).
Принимал же работу мастера сам Зевс. По словам Павсания, когда статуя была окончена, Фидий вознес Зевсу молитву, прося «дать знамение, угодно ли ему его произведение, и тотчас же, говорят, бог бросил свою молнию в то самое место пола, где и до моего времени стояла на земле медная чаша».
Слава статуи Фидия исключительно велика; в списке чудес света, составленном Антипатором Сидонским (II век до н.э.), ей отводилось второе место. «Фидий, сын Хармида, афинянин, создал меня», — гласит надпись, сделанная на скамеечке для ног Зевса, по словам Павсания.
Фидий творит в V столетии до н.э. Это золотой век Древней Греции — время Перикла. Немного позже по заказу того же правителя Фидий создает еще один шедевр — скульптуру Афины Парфенос для святилища Парфенона, центрального храма афинского акрополя.
Цицерон писал: «Когда он создавал Афину и Зевса — перед ним не было земного оригинала, которым он мог бы воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и был воплощен им в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, которое возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух — этот „небесный гость“, по выражению Платона».
О судьбе произведения Фидия известно немного. Статуя пострадала после сильного землетрясения во II веке до н.э. В римские времена ее не раз пытались перевезти в Рим. Так, около 40 года н.э. римский император Калигула снова предпринял эту попытку. Уже были снаряжены рабочие, но когда они явились в храм Зевса, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Вслед за принятием христианства в 391 году н.э. греческие храмы закрывают свои двери. Последнее упоминание о статуе у античных авторов относится к 363 году н.э. Византийский историк Кедрен сообщает, что она была перевезена в один из дворцов Константинополя, где в 475 году н.э. сгорела при пожаре.
Сейчас мы можем представить это великое творение лишь по уменьшенной римской копии — статуе Юпитера, которая находится в собрании Эрмитажа. Меньший размер статуи (3,5 метра в высоту — почти в четыре раза меньше шедевра Фидия) помогает лучше всмотреться.
Скульптура Юпитера была найдена во время археологических раскопок на вилле императора Домициана. Создал ее римский мастер эпохи Флавиев (69—96 гг. н.э.). По мнению искусствоведов, это наиболее приближенная к оригиналу копия. Однако почувствовать состояние, подобное тому, что ощущали паломники перед творением Фидия, нам не удастся — лицо Юпитера из Эрмитажа слишком отличается от оригинала: мы видим не величавый покой и гармонию Зевса Олимпийского, а властность и горделивость Юпитера, звучавшие во многих произведениях эпохи Римской империи.
В чем же секрет скульптуры Фидия?
Самая великая ценность ее в том, что рядом с Зевсом Фидия весь гомон и хаос мыслей и чувств успокаивался и человек вновь мог услышать внутри себя «Небесного гостя», его Дух, словами Платона, или внутреннего даймона, словами Сократа. Древние знали, что человек физический, которого видят наши глаза, это лишь отражение Человека внутреннего, тонкого. Именно благодаря ему каждый несет в себе великую мудрость бытия, собственного предназначения. Именно благодаря ему он может распознавать, что движет его поступками и выборами. Возможно, для великого мастера античности это состояние было не только знакомо, но и естественно. Поэтому его творения смогли пережить века, даже не сохранив свою форму физически.
Дополнительно:
«Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника».
Леонардо да Винчи
Пиндар в своей оде так обращается с молитвой к богу-громовержцу:
«Зевс-Спаситель, Высокооблачный,
Ты, восседающий на Кроновом холме,
Ты, осеняющий широко текущий Алфей
И святую пещеру Иды!
С мольбою под посвист лидийских флейт
Припадаю к тебе».
«Знать на небе значит видеть, знать на земле — значит припоминать».
Пиндар