ЕПБС самой ранней юности — то есть уже более 40 лет — учение Елены Петровны Блаватской, Е.П.Б., с которым я знакомился по ее книгам, записным книжкам и конспектам, наполняло восхищением мои душу и ум. Ее знания представлялись мне — и я до сих пор в этом убежден — поистине колоссальными и всеобъемлющими, а их разносторонность и глубина казались невероятными для человека, родившегося в XIX веке — веке материализма, а не во времена Перикла.

Но настоящий философ, если он хочет найти истину, где бы та ни скрывалась, не должен попадать в плен собственных симпатий и антипатий, ибо в этом случае он уподобляется человеку, смотрящему на мир сквозь розовые или черные очки. И потому в своей статье я хочу дать обобщенное изложение основополагающих концепций и теорий, которые оставила нам Е.П.Б., не комментируя их.

Очень трудно вычленить отдельные темы в объемных и сложных трудах, написанных ею, но мы постараемся это сделать.

Качество жизни

Логически продолжая привычку нашей технологической цивилизации оценивать все и вся по качеству и «коэффициенту полезного действия», пришло время посмотреть с этой точки зрения и на человека — главный фактор любой модели цивилизации, независимо от того, является ли она технологической или нет.

Алексей Александрович Маслов — известный российский историк-востоковед, профессор, зав. кафедрой всеобщей истории РУДН, специалист по духовной культуре и истории стран Восточной Азии, мистическим культам Китая.

Концепция инь и ян — двух противоположных и взаимодополняющих начал — пронизывает все в китайской культурной традиции, от системы управления государством и отношений между людьми до правил питания и саморегуляции. Она же распространяется и на весьма сложную схему взаимоотношений между человеком и духовным миром. Изображение символа инь-ян (на самом деле он не древний и возник достаточно поздно) как темного и светлого полукругов стало едва ли не визитной карточкой всей восточноазиатской культуры, и его можно обнаружить на обложках западных книг по диетологии, здоровому образу жизни, философии и религии Китая.

ковчегВопрос о конце света всегда волновал человечество, особенно ту его часть, которая на протяжении двух тысячелетий развивалась в рамках западной цивилизации. Любопытно, что в других, более древних культурах, которые, казалось бы, гораздо сильнее должны быть подвержены предрассудкам, тревог подобного плана - возникающих, как нам представляется, в коллективном бессознательном человечества - практически не было. За редким исключением, лишь подтверждающим правило, ни шумеры, ни египтяне, ни жители древнего Вавилона, ни "язычники", греки или римляне, никогда не испытывали того периодически возникающего болезненного всеобщего страха перед неизбежным концом света, который знаком нашей цивилизации.

 

опоздал на поезд

Не приходилось ли вам опаздывать, скажем, на поезд? Помните, как это бывает? Последние 10 минут еще есть надежда на чудо, вы совершаете спринтерский забег, еще чуть-чуть и... он все-таки отправился вовремя! А вы проклинаете судьбу за разрушенные
планы, настроение испорчено, как минимум, на день, в сердцах вы ссоритесь с любимым человеком и потом еще долго переживаете.

Ничего подобного не стал бы делать тот, кто знает о законе кармы.

часыВозможно, смысл жизни в том, чтобы радоваться и горестям, и приятностям. Никогда не знаешь, когда исполнишь своё самое главное задание. А вдруг сегодня? Или завтра? Быть может, вчера? Тебя просили помочь, в тебе нуждались, а ты был не в духе — и в мире стало немного холоднее.

тоска по настоящемуЯ уже не раз обращалась к этой проблеме, ведь у нее много граней. Но сейчас она предстала предо мной со всей остротой.

Нет, меня не посещало небесное или мистическое видение, я не погружалась в глубокую медитацию. Я просто ходила по улицам, разговаривала с людьми, жила день за днем…

Образы философов прошлого нам хорошо известны, и с ними вроде бы все понятно. Но каков же образ современного философа? Какова его роль? И нужны ли философы в наше время? Размышлениями на эту тему со слушателями «Нового Акрополя» Москвы поделился Анатолий Валерьянович Ахутин, специалист по истории философии, преподаватель философии РГГУ.

Фрагменты встречи со слушателями «Нового Акрополя» Екатеринбурга

mechtaКак быть, когда возникает мечта, но так быстро угасает, что ты не успеваешь ее воплотить? И когда их так много, что уже и сам не знаешь, где твоя мечта?

Мечта быстро гаснет... А скажите, когда вы зажигаете огонек на свечке, на зажигалке, на спичке — что происходит? Он сначала горит, а потом… гаснет. Почему гаснет огонек? Потому что не поддержали, потому что топлива не дали. Мечта – это как огонь. Или как влюбленность. Вы можете иметь лучший огонь на свете, но если вы его не питаете, то он погаснет. То же самое с мечтой. Не бывает быстро сгорающих мечтаний, это иллюзия. Мечта не бывает ни хорошая, ни плохая, ни красная, ни белая, ни быстро сгорающая, ни долго горящая. Мечта нуждается в своем носителе, нуждается в подпитке — не снаружи, а от нас самих.

Вчера у меня был очень сложный день. Как это часто бывает, вдруг свалилось сразу несколько важных и срочных дел. Я чуть не увязла в них, но спасло меня то, что всегда спасало в подобных ситуациях: «Перестань зацепляться за мелочи, начни с главного, дай волю своему вдохновению и воображению», — напомнила я себе как нельзя кстати.