Япония. Искусство видеть
- Информация о материале
- Автор: Елена Нестерова
Почти сто лет назад индийский мудрец Рабиндранат Тагор побывал в Японии и был очарован ею. Свои впечатления он высказал предельно точно и кратко: «Япония дала жизнь совершенной по форме культуре и развила в людях такое свойство зрения, когда правду видят в красоте, а красоту в правде». Страна значительно изменилась с тех пор, как ее посетил Рабиндранат Тагор. Но и в стремительном образе жизни современных японцев нетрудно разглядеть все тот же многовековой опыт традиционной культуры.
Что же это за особое свойство зрения? Дано ли оно японцам самой природой? Врожденное ли это качество — видеть и ценить красоту?
Тагор, по-видимому, тоже задавал себе эти вопросы и в своих дневниках отмечал, что японцам удалось постичь многие тайны природы. «Знание вещей может быть приобретено в короткое время, — писал он, — но их дух может быть постигнут лишь в многовековом воспитании и самообладании».
И действительно, на протяжении всей своей истории культура Японии упорно вырабатывала систему специальных «упражнений», которые бы воспитывали и поддерживали в людях это особое видение вещей.
По следам Андрея Рублева
- Информация о материале
- Автор: Ольга Наумова
О нем почти ничего не известно. Но это «почти» — все же больше, чем о любом другом мастере средневековья: в ту пору личность художника оставалась в тени, он был просто орудием, инструментом Единственного Творца.
Четыре упоминания в летописях и житиях, несколько строк. И две достоверных сохранившихся работы — фрески в Успенском соборе Владимира и знаменитая икона «Троица». Пожалуй, еще три иконы Звенигородского чина. Остальное — «предположительно», «не сохранилось», «до нас не дошло»...
Бесчисленные загадки, окружающие его имя и творчество, превращают его в миф. Уже к концу XV века Андрей Рублев стал для потомков образцом, идеалом иконописца. А в XX веке произошло новое его открытие — благодаря усилиям реставраторов мы смогли под вековыми наслоениями краски, лака, олифы увидеть его руку. И миф не развеялся, соприкоснувшись с жизнью, а ожил.
Давайте же совершим путешествие по местам, где вопреки прошедшим векам все еще живет гений Андрея Рублева.
Познай свой ритм
- Информация о материале
- Автор: Наталья Аднорал
День первый. Утро. Будильник. Вскочил, да, видать, не с той ноги. Весь день наперекосяк. Все куда-то спешил, что-то делал, а в итоге — ничего не успел. И вокруг сплошные препятствия. Все идут не туда, смотрят не так, делают не то. Лег спать недовольный собой и окружающими.
День второй. Утро. Будильник. Выключил. Не буду вставать. Пусть уж эти ноги как лежали, так и лежат. Пусть этот бешеный водоворот событий и дел проносится мимо. А я устал... Весь день пытался отдыхать. А дела-то ждут, покоя не дают. Лег спать недовольный собой, но с уверенностью, что так жить нельзя, и с твердым решением с завтрашнего дня начать новую жизнь.
День третий. Утро. Будильник. Вспомнил вчерашнее решение. Одобрил. Встал, тщательно выбирая ногу. Ура, нога оказалась той, что надо! День удался! Все успел, и даже больше, чем запланировал. Невзирая на сумасшедший ритм, был спокоен и благодушен. А люди-то какие хорошие! Помогали, одобряли. Ну не день, а чудо! Лег спать чрезвычайно довольный собой и в твердой уверенности, что нашел ключ к успеху, что теперь-то жизнь точно станет другой.
День четвертый. Копия первого дня... Что я сделал не так? Почему опять по-старому? Почему нельзя отныне и впредь оставаться активным и эффективным? Почему надо вновь начинать все сначала?
Чайка русской сцены
- Информация о материале
- Автор: Марина Калинина
Великая актриса. Чайка русской сцены. Солнце России. Так называли ее в начале XX века. Так называют ее до сих пор. «Я вспоминаю ее легкую, быструю фигурку в полумраке театральных коридоров... ее печальные и смеющиеся глаза, требовательные и увлекательные речи. Она была вся мятеж и вся весна», — писал о ней Александр Блок.
Ее провожали в последний путь ученые и писатели, знаменитые актеры и студенты, городские обыватели и рабочие. Она соединила всех своим талантом.
Ибо хочу быть человеком
- Информация о материале
- Автор: Лариса Бузина
Совсем еще молодой человек, учащийся Петербургского Инженерного училища Федор Достоевский писал брату Михаилу в Ревель (Таллинн), излагая вполне зрелые философские мысли: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»; «...природа, душа, бог, любовь... познаются сердцем, а не умом»; «Мысль зарождается в душе. Ум — орудие, машина, движимая огнем душевным».
Прошло примерно десять лет, и вечером 22 декабря 1849 года, в день казни петрашевцев, после того как смертный приговор ему заменили каторгой, Достоевский писал Михаилу: «Брат! Я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не унывать и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее...
5 причин поехать в Галисию
- Информация о материале
- Автор: vvkarelin
Край света
«Галисия? Где это?» — спросите вы и будете правы. Ведь Галисия — это край света. Во всяком случае, так считал Гомер. Именно здесь узкой полоской испанской земли огромный материк Евразия заканчивается и уходит в океан. Именно здесь можно помахать рукой далекой Америке, у берегов которой так же пенятся и «скалятся» волны Атлантики.
Познав себя, познаешь все. Размышления о вечных ценностях
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Григорьева
Есть парадокс в самом звучании — «вечные ценности»: «вечные» как оправдание, тогда как Вечное и есть единственная Реальность. Жизнь теряет смысл, если в ней нет вечной Основы, на которой все держится, если нет высшего Образца — Логоса, Нуса, к которому все устремляется, несмотря на неразумие людей. Если все преходяще, нет ничего постоянного — установка современного сознания, — значит, нет ничего святого. Если нет ничего святого, то все дозволено. Если все дозволено, то непробужденное сознание ведет разрушительную работу, превращая все в свою противоположность, в фикцию, выворачивая мир с его вечными ценностями наизнанку. Когда все превращается в свою противоположность, мир становится антимиром, катится в бездну хаоса, о чем в XX веке возвещают философы.