Цифровизация общества
- Информация о материале
- Автор: Джулиан Скотт
Во время локдауна кому-то из вас, возможно, попадалась на глаза небольшая повесть Э. М. Фостера «Машины останавливаются». Причина оживления интереса к книге в потрясающей способности автора предвидеть будущее. Повесть вышла в свет в 1909 году, за пять лет до ужасных событий Первой мировой войны. Она описывает мир будущего, в котором люди отгородились в своих комнатках и общаются друг с другом с помощью экранов, или нажимают на кнопки, чтобы вызвать ощущение звука, запаха или цвета.
Все это не только напоминает наш недавний опыт изоляции, но и одно более глобальное явление. Речь идет о цифровизации (внедрении цифровых технологий в разные сферы жизни), которая была ещё ускорена пандемией коронавируса.
Во время локдауна практически вся активность перешла в цифровой формат: общественные мероприятия, семейные события, университетские занятия и даже званые обеды — всё переместилось в зум и подобные онлайн-платформы. Как в истории Форстера, мы не перестали общаться, но наше общение изменилось: «Я вижу кого-то, похожего на тебя в экране, но не вижу тебя. Я слышу кого-то похожего на тебя в телефоне, но не слышу тебя».
Что в имени тебе моем?
- Информация о материале
- Автор: Юлия Морозова
Впервые попав в Приморье, я не переставала удивляться топонимике этого края. Вас встречает головокружительная смесь из имен героев древнегреческих преданий (бухта Улисс, бухта Патрокл, бухта Аякс), эхом отзываются знакомым названиям с запада поселки Черниговка, Киевка, Москва, Крым, Дунай, к этому хороводу примешиваются манчжурские и чжурчжэнские топонимы – гора Пидан, гора Фалаза, река Суйфун, и имена первопроходцев края (полуостров Муравьева-Амурского, мыс Вятлина и т.д.)
Бухта Улисс
Эффект присутствия
- Информация о материале
- Автор: Светлана Маркова
В книге «Кошка Далай Ламы» мне встретилось определение осознанности, показавшееся особенно живым:
«Осознанность как чистое присутствие или опыт чистого присутствия».
А где же, собственно, присутствия?..
Может быть, жизнь похожа на поезд. Иногда — стремительно несущийся по новенькой колее, иногда — неторопливо и размеренно стучащий колесами по старому мосту. Я стою в кабине машиниста, смотрю в огромное окно головного вагона и наблюдаю как бесчисленное множество пейзажей, сменяясь, проплывают мимо меня.
Дожить до…
- Информация о материале
- Автор: Ольга Наумова
Холод, слякоть, моросит что-то сверху… «Скорее бы тепло, весна, а то уже так надоело всё это! Ах, как было чудесно в прошлом отпуске: море, теплые вечера в кафе, котики на набережной...»
Стоп! Неужели ты опять попалась в эту ловушку? Ты же даже имя ей придумала: «дожить до...».
Мария Кюри. «Как можно» и «как должно»
- Информация о материале
- Автор: Елизавета Губанова
Полуразрушенный сарай на улице Ламон в Париже. Мария Кюри, выполняя работу целого завода, таскает тяжелые мешки, по несколько часов мешает кипящие жидкости в чугунном котле, переливает едкие растворы из одного огромного сосуда в другой, перерабатывая в день по 20 килограмм урановой руды. А все для того, чтобы извлечь из нее новый радиоактивный химический элемент. Спустя 4 года наконец получен 1 дециграмм чистой соли радия. Мария Кюри мечтала, чтобы у радия был красивый цвет, а он превзошел ее ожидания: он светится.
Возраст Взрослости
- Информация о материале
- Автор: Ольга Михайленко
Над возрастом взрослости меня заставил задуматься случай, который произошел этой зимой.
Стоило только снегу хорошенько укрыть верхушки холмов, тут же сбежалась ребятня на покатушки: санки, снегокаты, бублики, ледянки… Расступись! Полетели! Мы попали на это пиршество случайно и без надлежащего транспортного средства, но как пройти мимо?
На одной горке с нами мальчишка лет 10-11 катал бойких малышей-братишек. Меня удивило, как умело он их организовывал и справлялся с попытками покапризничать и подраться за снегокат. А потом он обратил внимание на наши отчаянные печальные попытки оседлать найденную картонку, которая ничего не понимала в деле скольжения.
— Как тебя зовут? — спрашивает он моего сына. — Олег? Ну, пойдем кататься, Олег.
Синдром выученной вежливости
- Информация о материале
- Автор: Ольга Михайленко
Мы не станем пользоваться очень красивой люстрой, которая не даёт света, носить элегантные босоножки в слякоть, ставить цветы в изумительную вазу без дна. Инструменты, даже красивые, но не выполняющие свою функцию, теряют смысл.
Вежливые слова, красивые манеры, соблюдение правил приличия — это инструменты, создающие атмосферу, в которой человек поверит миру, откроется и проявит своё внутреннее чудо. Но применяя их автоматически, не задумываясь над тем, чему они должны служить, мы можем допустить вежливую бестактность, уважительное пренебрежение, деликатную холодность. Включая вежливый автопилот, мы рискуем, выполняя все требования этикета, все же по-настоящему не увидеть человека, который смотрит нам в глаза прямо сейчас, не поддержать красоту, которая в этот момент в нём рождается.