Четыре символических века в искусстве
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
Мы частенько завтракаем в одном кафе. Там звучит неизменный саундтрек, в котором, в частности, есть следующий «шедевр»:
Если ты меня не любишь, то я тоже нет.
Если ты меня забудешь, то и я в ответ.
Почти каждое утро я слышу это творение Егора Крида и много раз оно ввергало меня в размышления. Самые разные размышления: о сущности любви, о Кали Юге и ее проявлениях, о «Новом Средневековье» и его свойствах, о природе искусства и т. д. Порой само звучание этого произведения было настолько болезненным, что хотелось немедленно что-то сделать, что-то изменить в этом мире, чтобы подобное больше никогда не могло родиться.
«Думающие после» или Всемирный День уничтожения военной игрушки
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Короткова
В нашем современном календаре много праздников и памятных дат. О некоторых из них большинство людей даже не слышало. 7 сентября, например, Всемирный День уничтожения военной игрушки.
Сначала военные игрушки — маленькие машины и оружие — были придуманы кем-то, потом выпущены в массовое производство. А потом люди подумали: не возбуждает ли игрушечное оружие скрытые агрессивные струны души детей? Теперь приходится игрушки эти уничтожать, но и выпуск их не закончен. Еще один, пока замкнутый, круг нашей жизни.
А ведь мы играли в детстве в войну. Война будоражила наши детские умы и сердца. Хотелось быть героями, бороться с врагами, создавать партизанские отряды, побеждать или «погибнуть» в честном бою... Кто «враги»? Наши друзья, с которыми после «войны» бежали вместе купаться.
Как исчезают великаны
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
В моем любимом «Доме, который построил Свифт» есть один диалог, который всегда трогает до глубины души. Он о том, как великие люди становятся обыденными. Ведь каждый человек рождается великаном, каждый человек (без исключения) предназначен для великих свершений. Но как-то так удивительно получается, что некоторые великаны «опускаются». Григорий Горин очень тонко это подметил.
Твёрдость и послушание. Как разрешить парадокс Экзюпери?
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
На днях разбирали небольшой текст из «Цитадели» Экзюпери (глава XXX). Текст очень сложный, как и вся «Цитадель», однако, хочу выделить один фрагмент, удивляющий своей парадоксальностью:
«Я понял: твёрдость и послушание — две стороны одной медали. «Твёрдый орешек» — говорим мы с одобрением об одном, «сама себе хозяйка» — о другой, — я обнял её, но она была далека от меня, словно яхта на морском горизонте, — их я и называю людьми: они не торгуются, не вступают в сделки, не подлаживаются, не идут на компромиссы, не предают себя из корысти, сладострастия, усталости, сердце их твёрже оливковой косточки. Я могу стереть их в порошок, но не выдавлю масла тайны, и я не позволю тирану или толпе властвовать над их алмазными сердцами, потому что именно такие люди и бывают по-настоящему послушны. Именно они бывают кроткими, дисциплинированными, почтительными, они способны на веру и на жертву, став покорными сыновьями глубинной мудрости, став хранителями добродетели...
А те, кого принято называть свободными, кто решает всё по-своему и всегда одинок от неумения слушать и слушаться, лишаются попутного ветра в парусах. Их вечное несогласие — бестолковый каприз, не более».
Третья беда
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
Традиционно считается, что в России две беды: дураки и дороги. В последнее время мне кажется, что существует третья. Причем она имеет все шансы занять почетное призовое место. Речь о безответственности.
Как нас учили в школе, в жизни общества и государства все исторически обусловлено. Наш случай — не исключение. Если вы еще застали уроки обществоведения, то вспомните про переход от феодализма к капитализму, а затем — к социализму. Это не такая уж чушь, как казалось нам в школе. И не идеология в чистом виде, вовсе нет. Именно развитие средств производства приводит к тому, что в обществе происходят эти естественные эволюционные переходы.
Но ведь нам эволюционные кажутся слишком медленными, нам нужно быстрее. И вот большевики предлагают миновать этап капитализма с его постыдным стяжательством и сразу прыгнуть в социализм. Предлагают революцию.
Дорога
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Короткова
Via Appia Antica. Старинная Аппиева дорога. Самая значимая из античных общественных дорог Рима, проложенная в 312 году до нашей эры. Через неё было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией.
Она кажется вечной. Она и есть вечная — по отношению к жизни многих поколений до и многих поколений после нас. Огромные камни обтесаны и уложены людьми, сглажены ветром и дождями. Они незыблемы. Когда идешь по этой дороге, рождается невероятное спокойствие и уверенность. Спокойная уверенность в Вечности.
Принцип строительства этих вечных дорог: сначала укладывается мелкая галька, затем — утрамбованный слой песка, а потом, сверху, — огромные надежные камни.
Вспомнилась мне история профессора, рассказавшего студентам своим главный принцип жизни на простом опыте: сначала заполняешь банку большими камнями — самыми главными вещами, потом — сопутствующими маленькими, повседневными — песком, и еще можно налить воду, и она уместится, и останутся также внутри пузырьки воздуха. Место найдется в жизни для всего, если начинать ее с главного.
Я подумала о той дороге, которой каждый человек идет по жизни. Если брать пример со старой римской дороги, то в основание нужно положить наши повседневные дела. Потом — «утрамбовать» все это тем, что обеспечивает уверенность и способность не отвлекаться постоянно на недостаток здоровья или финансов. А сверху — то, на что опираемся, то, что незыблемо, то, зачем мы вообще идем по дороге жизни. Тогда дорога будет надежной и приведет туда, куда нам нужно дойти.
Строить или творить?
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Короткова
Слово «строить» мы употребляем по отношению ко многим вещам в своей жизни. Cтроить можно дом, отношения, саму жизнь. Строить можно по проектам или наобум, «правильно» или «неправильно», надежно или плохо, стандартно или нестандартно...
Бывает, что стройка эта — обременительное, рутинное занятие, продиктованное необходимостью. Где-то жить, имея крышу над головой. С кем-то жить, чтобы не быть одному. Просто жить, стараясь обходить стороной любые трудности. Получившаяся в результате «постройка» приносит временное удовлетворение, но не приносит счастья.
А бывает так, что стройка эта становится процессом творения.
«Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата».
«Строители подбирают камни поудобнее и обтесывают их, бесформенные камни отбрасывают, а творцы любят бесформeнные камни и закладывают их в основание».
В процессе творчества человек ставит во главу угла не конкретные формы, заранее определенные, а то счастье, которое он хочет испытывать в результате. Делает главными не краткосрочные желания, а мечты. Творчество труднее, чем просто строительство. Но результат, становящийся наградой за него, стоит всех трудностей и невзгод в процессе.