Толстой-Американец: «На свете нравственном загадка...»
- Информация о материале
- Автор: Дмитрий Зубов
Ведь это какая отчаянная башка, надо знать!
Картежник, дуэлист, соблазнитель;
но — гусар душа, уж истинно душа!
Лев Толстой «Два гусара»
Остается только сожалеть, что этот человек не оставил после себя автобиографии — занятный получился бы роман! Но не беда. Не написал он сам, зато другие сполна восполнили этот пробел. И еще как! Бесшабашный гусар Долохов в «Войне и мире», лихой Турбин в «Двух гусарах», «Зарецкий, некогда буян, картежной шайки атаман» — список литературных персонажей, прообразом которых он стал, можно продолжать еще долго. И не только литераторы оценили эту неординарную фигуру. Любой человек при первом же знакомстве невольно попадал под обаяние его сильной натуры. К нему относились по-разному: хвалили и хулили, любили и ненавидели, спорили и соглашались, но равнодушных не было. Необычным в этом человеке было все: поступки, характер, внешность, и даже имя — Федор Толстой-Американец...
Откуда «Толстой» понятно — принадлежность к большому и славному роду Толстых (кстати, Лев Николаевич — его двоюродный племянник) ко многому обязывает. Но почему вдруг «Американец»?
Какие они, змеи?
- Информация о материале
- Автор: Елена Ажнина
От легенд и сказаний переведем взгляд на живое существо — какие они, змеи? Есть ли в их образе жизни и поведении что-то такое, что дало повод разным народам включать в свою традицию символику змеи?
Мы встретились с зоологом-герпетологом, сотрудником Московского Зоопарка Олегом Владимировичем Шумаковым, человеком, который не только изучает змей, работая с ними в террариуме, но и очень много путешествует и лично знаком с самыми редкими и экзотическими видами этих удивительных рептилий.
Будьте мудры, как змеи
- Информация о материале
- Автор: Елена Нестерова
Змея — один из древнейших символов, с незапамятных времен используемый человечеством для передачи своих знаний. Это странное существо непрерывно путешествует в пространстве и времени, в мифах и легендах самых разных культур.
У современного человека, далекого от природы, образ змеи обычно вызывает лишь ощущение безотчетного страха и неприязни. Даже само слово «змея» мы порой бессознательно используем для выражения самого неприязненного отношения к кому-то. Но у древних людей этот образ вызывал, по всей видимости, совершенно иные чувства. В силу своей наблюдательности, умения заглядывать глубоко в суть природных явлений, они всегда относились к этому животному с благоговением. Обладая удивительным магнетизмом, змея притягивала к себе взор человека, одновременно являясь для него знаком серьезного предупреждения.
«Приключение» Дмитрия Шпаро
- Информация о материале
- Автор: Олег Филин
Шпаро Дмитрий Игоревич, 60 лет, математик, кандидат физико-математических наук. Известен как руководитель первой в истории лыжной экспедиции к Северному полюсу (1979 г.). В 1988 г. советско-канадская экспедиция под руководством Дмитрия Шпаро пересекла на лыжах Северный Ледовитый океан по маршруту СССР — Северный полюс — Канада. В 1989 г. организовал Клуб «Приключение».
Колдовство серфинга
- Информация о материале
- Автор: Джейсон Скотт Санде
Некоторые называют серфинг спортом, но большинство тех, кого я знаю, вкладывают в это понятие гораздо больший смысл. Спорт сталкивает человека с человеком, команду с командой, противопоставляет их в соревновании, чтобы определить, кто из них сильнее. В серфинге нет победителя или побежденного, нет соревнования. Это чистейшее и в высшей степени удивительное соприкосновение человека с природой.
Приглашение в парк
- Информация о материале
- Автор: Ольга Никишина
Как в ворота чугунные въедешь,
Тронет тело блаженная дрожь,
Не живешь, а ликуешь и бредишь
Иль совсем по-иному живешь.
Человек всегда создавал свой мир на земле, свой «космос» — лучше или хуже, как мог. Но есть особый мир, дитя двух творцов — человека и природы. Это сады и парки. Они рождались как подобие Вселенной, как живая книга, по которой можно читать тайны мироздания. Высшее значение сада — Рай, Эдем. Здесь все символично: растения, их цвет и запах, птицы, садовая скульптура, тематика фонтанов, посвящения храмов и памятников, деревья, аллеи и пруды, — и значимо для тех, кто умеет видеть неочевидное.
Музей одного театра
- Информация о материале
- Автор: Елена Белега
Музей, хранящий подлинные вещи, которые остаются неизменными всегда, и театр, спектакль в котором живет только один вечер. Постоянство и эфемерность. О том, как они соотносятся, рассказывает заместитель директора музея МХАТ Юрий Михайлович Виноградов.
• Юрий Михайлович, музей МХАТ — особый музей, и здесь совершенно особый мир. Как он создавался?
Музей Московского Художественного академического театра — единственный в своем роде. Это музей одного театра, где прослеживается его путь за более чем столетнюю историю. Здание МХАТ построено на деньги предпринимателя Саввы Морозова, а проект безвозмездно сделал архитектор Шехтель, причем не только архитектурный проект, но и весь внутренний дизайн театра вплоть до дверей и ручек, униформы капельдинеров, — то есть создал «фирменный» мхатовский стиль. Когда Шехтель делал проект здания, то Станиславский на плане одного из помещений написал: «Здесь будет музей редких вещей». Открытие музея в 1923 году, в год 25-летия МХАТ, стало воплощением мечты К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко о том, чтобы сохранить память о спектаклях для истории театра, для истории культуры. В связи с юбилеем МХАТ была открыта первая историческая выставка, рассказывавшая о пути театра, которая и послужила началом собирания и хранения, бережного обращения с театральными вещами.