Закон, правда, истина
- Информация о материале
- Автор: Наталья Жданова
Русское законъ происходит от корня конъ, означающего одновременно и «начало», и «конец» (этому не стоит удивляться: многие корни древних языков объединяют в себе противоположные понятия). То есть закон — это некий предел, ограничивающий пространство между началом и концом. Зримое воплощение такого предела наиболее близко к кругу с точкой в центре — индийскому символу Дхармана, закона существования Вселенной. По этому принципу в древности строились все поселения — это были укрепленные, огороженные и освященные пространства с четко обозначенным центром, где вбивался кол или столб. Они назывались «миром», «своим», освоенным пространством.
Значит, закон — это и точка отсчета, стержень, ось, вокруг которой вращается жизнь, и граница, преступив которую человек оказывался в «чужом» пространстве, в иной, враждебной сфере.
Жизнь в зеркале танца
- Информация о материале
- Автор: Оксана Гришина
Почему люди танцуют? Вопрос настолько хрестоматийный, что хочется ответить, перефразируя Катерину из «Грозы»: «Потому что не летают, как птицы». Но оказывается, вопрос этот далеко не праздный, если время действия — конец 70-х — начало 80-х годов прошлого века, место действия — засекреченный храм науки, где ускорители под парами ждут не дождутся своих студентов, а танцы — бальные, что во многих чиновничьих кабинетах даже в те годы еще звучало эхом прошлого как «пагубное влияние загнивающего Запада».
«Уже третий десяток разменяли, а всё танцуют!» Эту фразу услышали от своей однокурсницы 20-летние студентки МИФИ в ответ на восхищенные рассказы о занятиях в Экспериментальной студии танца, ЭСТА МИФИ. Делать что ли нечего? Ведь сессия, как в студенческой загадке, «на носу висит и хвостами болтает». Да и кто же это решился обучать будущих физиков двигаться красиво в такт музыке — разве это реально?
Но удивительным образом распрямлялись души и тела физиков, посягнувших на лирику. Из согнутых нелегкой учебой и комплексами новичков получался «Человек прямоходящий». В эстовских кругах даже рассказывали, что одного аспиранта, после того как он занялся танцами, знакомые при встрече в коридорах МИФИ стали спрашивать: «Ты что, защитился?»
От человека разумного к человеку воспитанному. Интервью с Борисом Стругацким
- Информация о материале
- Автор: Юлия Люц
•Когда читаешь о детях индиго, вспоминаешь сюжет вашей книги «Гадкие лебеди» — те же нестандартные дети, то же неприятие, растерянность или равнодушие в обществе, тот же вопрос: «А не Будущее ли стучится к нам в дверь?» Что же такое «Гадкие лебеди» — пророчество Стругацких или попытка описать идеальную модель эволюции человечества?
Никаких «пророчеств», никаких «моделей эволюции». «Гадкие лебеди», действительно, задумывались как история возникновения «хомо супер» внутри нашей цивилизации, но в процессе работы сюжет сильно трансформировался, и получилась совсем другая история — о том, как люди будущего, исковерканные нашим настоящим, вторгаются в свое прошлое, чтобы это прошлое изменить. Так что проблема эволюции человечества здесь вроде бы ни при чем — наши мокрецы не есть следующая ступень хомо сапиенс, это просто наши сравнительно недалекие потомки, освоившие, правда, путешествия по времени. «Будущее запускает свои щупальца в настоящее» — это основной замысел повести. А странные дети как раз и есть «реализация» этих щупалец. Простой и незамысловатый символ: дети — наше будущее. Так ведь оно на самом деле и есть.
Неправильная молитва
- Информация о материале
- Автор: vvkarelin
Миссионер, странствуя по морю на корабле, обнаружил на одном пустынном острове трех отшельников.
— Как вы молитесь? Какие молитвы знаете? — спросил он их, сойдя на берег.
— Да мы, отче, совсем неграмотные, — ответили старцы. — Церковных молитв не знаем. А молимся Святой Троице так: «Трое вас, трое нас, помилуй нас».
— Неправильная ваша молитва, — возразил миссионер и стал учить их читать «Отче наш».
Выучил и дальше поплыл. Далеко отплыл, уже берега не было видно. Вдруг видит: бегут по воде за кораблем трое старцев, руками машут, остановиться просят. Поравнялись они с кораблем, подняли головы и заговорили в один голос:
— Прости, отче, забыли твое ученье! Ничего не помним, научи нас опять.
Посмотрел миссионер на них с изумлением и сказал:
— Не мне вас учить — молитесь как знаете. Доходит до Бога ваша молитва!
Есть или не есть? Размышления о генной инженерии
- Информация о материале
- Автор: Наталья Аднорал
О генной инженерии говорят сегодня все. Одни связывают с ней надежду на избавление человечества от страданий. Другие считают реальной опасностью, ведущей мир к нравственной и экологической катастрофе. На чьей стороне правда?
Основа генной инженерии — теория гена. Ген — единица наследственной информации, участок ДНК, кодирующий структуру определенного белка, вносящего свой вклад в формирование конкретного свойства живого организма. Цель генной инженерии — изменение свойств этого организма. Метод — введение новых генов, полученных либо от других организмов, либо искусственным путем. Результат — генетически модифицированный, или трансгенный, организм. Результат считается успешным, если свойства организма изменились именно так, как было задумано. И неудачным — если изменились, но не так («сделать хотел грозуѕ») или не изменились вовсе. Являются ли эти метод, цель и результат принципиально новыми для эволюции природы? И да и нет. Нет, поскольку обмен генами один из основных механизмов эволюции живых существ. Да, поскольку то, что всегда делала природа, теперь пытается сделать человек.
Дописать раньше, чем умереть. Философское послание «Мастера и Маргариты»
- Информация о материале
- Автор: Ольга Наумова
«Чтобы знали...»
Этой фразой — «Дописать раньше, чем умереть» — Булгаков начал очередную редакцию романа, который тогда еще не обрел своего нынешнего, всем известного названия. Всего редакций было не то три, не то шесть, не то восемь — литературоведы спорят до сих пор. Замысел у писателя возник еще в 1928 году, а первые варианты текста относятся к 1929 — году Великого перелома в стране и в судьбе Булгакова.
К 1929 году все его пьесы были сняты с репертуара, ни строчки не печаталось, на работу его никуда не принимали, в поездке за границу отказали. Творчество этого большого писателя осуждалось и не принималось ни властью, ни критиками, ни собратьями по цеху. Что касается последних, многие из них были вынуждены в советские времена как-то приспособиться, «перестроиться», а он приспосабливаться не хотел и потому был живым укором тем, кто «перестроился».
Критика в адрес Булгакова очень скоро перешла в травлю, в моральный террор, в грязную брань. А после того как в феврале 1929 года Сталин негативно отозвался о пьесе «Бег» («антисоветское явление»), травля эта усилилась и приобрела уже официальный характер.
Ему советовали написать «коммунистическую пьесу», обратиться к Правительству СССР с «покаянным письмом», отказаться от прежних взглядов и т. д. Этого совета он не послушал. Он не нашел ничего лучше, как в такой ситуации писать... «роман о дьяволе» (!) — именно так он его называл. Вспоминается, как Воланд восклицает в ответ на слова Мастера: «О чем, о чем? О ком? Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы?»
Под небом Дагестана, или Разговор об ослах с секретным академиком
- Информация о материале
- Автор: Елена Белега
Оказывается, ослы — существа мудрые. В горах они выбирают оптимальный по затратам путь. По «ослиной траектории» река свое русло может прокладывать — не ошибется. Только поступают так ослы при одном условии: они должны быть нагружены. Если же осел ничем не отягощен, то ум его куда-то исчезает, а путь в горах не поддается никакому анализу. Ослов академик Шамиль Алиев часто вспоминает на научных семинарах, рассматривая задачи оптимизации различных процессов. Поговорить об ослах мы условились еще пару лет назад, однако, встретившись в этот раз, так до них и не добрались...
Шамиль Гимбатович Алиев — один из ведущих российских разработчиков ракетного оружия и космических технологий, почетный академик Российской Академии космонавтики. Выпускник Ленинградского кораблестроительного института, советник Председателя правительства Дагестана по науке и ВПК, руководитель Центра прикладных технологий при Минэкономики РД, председатель правления Института прикладных программ и моделей при Ассоциации содействия «Международному центру научной культуры» — Всемирной лаборатории. Кавалер медалей им. Циолковского, Келдыша и Бармина. Кавалер Ордена «Щит отечества» I степени. Член Международного клуба экономической безопасности. Разработчик торпед, установленных на атомной подводной лодке «Курск». Инициатор выпуска в свет и редактор первой в мире 10-томной энциклопедии торпедного оружия. Со второй половины 80-х годов участвует в крупнейших выставках оружия как идеолог и конструктор надводного, подводного аэрокосмического комплекса и торпедного оружия России.