По следам великанов
- Информация о материале
- Автор: Наталья Чуличкова
На солнечном острове Сицилия, у подножия вулкана Этна, величественного каменного исполина, царствующего над всем восточным побережьем, во множестве бухт есть огромные глыбы застывшей лавы, которые разбросал в гневе циклоп Полифем, когда понял, что его перехитрили Одиссей и его команда. Великан-гора, великан-Полифем, великаны-камниѕ Мы вслушиваемся в старинные мифы, а сами не перестаем удивляться: какую же красоту создает природа, какими живыми кажутся камни! А легенды и мифы? А могучий циклоп? Ну, это же сказки!
Но есть много, очень много мест на нашей планете, где огромные камни-великаны, будь то непонятные нагромождения, или хорошо организованные комплексы, или даже отдельно стоящие громады, не вызывают сомнения, создано ли это природой, или это творение рук человека. Стоунхендж, Карнак, дольмены Кавказа, кромлехиѕ Эти древние сооружения (некоторые из них часто называют циклопическими) стали свидетелями событий, происшедших тысячи лет тому назад. Их со-старило время, они вросли в землю. Но тайны и загадки продолжают окутывать мегалитические сооружения, разбросанные по разным континентам.
И загадка из загадок — кто их создал, когда и, конечно, зачем.
Менгиры
- Информация о материале
- Автор: Светлана Обухова
Во многих странах Европы посреди полей и лугов, на высоких холмах, около старинных храмов, в лесах, часто прямо посреди дорог и на лужайках около домов, где живут люди, возвышаются огромные длинные камни — менгиры (менгир так и переводится — «длинный камень»). Иногда они стоят поодиночке, иногда выстраиваются в кольца и полукруги или образуют длинные ряды и целые аллеи. Некоторые устремлены прямо вверх, другие наклонены, и кажется, что падают. Но это «падение» длится уже пять, а то и шесть тысяч лет: столько времени, как предполагают сегодня, существуют самые древние из них. Бретонцы называют их пельванами, что значит «столб-камни», а англичане стоящими камнями. Наука считает их первыми достоверно рукотворными сооружениями, сохранившимися до наших дней.
Жизнь космического масштаба
- Информация о материале
- Автор: Елена Белега
Исследователи мегалитов кроме колоссальных размеров отмечают два еще более поразительных факта — точность привязки к сторонам света и точность древних календарей. Человек, живший 4000–5000 лет назад, обладал знаниями о пространстве и времени, не уступающими тем, которыми оперирует современная наука! Если он занимался земледелием и скотоводством, зачем ему был нужен календарь с точностью космического масштаба, созданный на основе данных наблюдения за Солнцем и Луной в течение нескольких тысяч лет?! Откуда такие знания, непонятно. Но видимо, это было очень важно.
Если мы будем следить за восходом Солнца весной, то увидим, что с увеличением продолжительности дня точка восхода будет смещаться все дальше и дальше на юг и в день летнего солнцестояния достигнет своей южной границы. Похожие процессы происходят и с точкой заката. Соответственно, в день зимнего солнцестояния точки восхода и заката Солнца достигают своих северных границ. В день равноденствия Солнце всегда появляется в одной и той же точке горизонта, а заходит в ровно противоположной. Эти шесть направлений на Солнце присутствуют в мегалитических сооружениях, поэтому исследователи склонны считать их древними обсерваториями. Самой известной из них считается Стоунхендж.
Живые камни
- Информация о материале
- Автор: Светлана Обухова
«Существуют глыбы, разбросанные по всему земному шару, глыбы, при виде которых воображение смущается и обозначение которых словом материалы кажется лишенным смысла; их следовало назвать именем, соответствующим этим громадам» — такую запись оставил в XIX веке один археолог, увидевший загадочные качающиеся камни. Эти огромные валуны были поставлены один на другой так, что никто не мог сдвинуть их с места, но легкого прикосновения хватало, чтобы они начинали раскачиваться. Говорят, их называли камнями истины и использовали для предсказаний. Говорят еще, что кое-где они стоят до сих пор...
Дольмены
- Информация о материале
- Автор: Людмила Варламова
Если вы немного интересуетесь мегалитами, то, может быть, слышали историю о том, как в 1960 году во двор сухумского музея перевозили дольмен из Эшери, — ее археолог Александр Александрович Формозов рассказал в своей книге «Памятники первобытного искусства на территории СССР». Дольмен решили перевезти, видимо, для того, чтобы экскурсантам не надо было ехать куда-то далеко, чтобы посмотреть на уникальные кавказские «каменные столы», а именно так с бретонского переводится слово дольмен. Некоторые из этих мегалитов действительно напоминают гигантские столы: горизонтальная плита, положенная на четыре или три плиты, стоящие вертикально. Хотя классические дольмены, в том числе и кавказские, — это «домики» с крышей, стенами и полом.
Равенна. Город мерцающей тайны
- Информация о материале
- Автор: Ольга Наумова
Мне было 15, и я была увлечена Блоком. В истрепанном томике, которому до сих пор не изменила, в цикле «Итальянских стихов» мне попалось стихотворение, которое я не очень поняла, но запомнила. Называлось оно «Равенна» и оставило ощущение тайны, мерцания свечей и аромата древности. С тех пор я ловила редкие упоминания об этом городе в книжках по истории и искусству, прекрасно понимая (в советские-то годы), что никогда туда не попаду.
Вы, конечно, уже догадались — законы жанра! — что в Равенну я все-таки попала (мечтать действительно не вредно!).
И вот мы с друзьями на улицах Равенны с картой в руках, строчками из путеводителя и напутствием лучшего друга путешественников по Италии — Павла Муратова. Глава о Равенне в его «Образах Италии» называется вдохновляюще — «Мавзолей», и в ней есть такие строки: «Здесь пустынно и молчаливо, но пустынно по-мирному и провинциальному». Однако вокруг нас деловито шумел типичный итальянский городок, магазины предлагали сувениры из мозаики, стайки школьников во главе с учителями во множестве сновали по улицам. В музеях мы встретили их еще не раз — видимо, был какой-то день принудительного знакомства детей с местной стариной.
Двуглавый орел
- Информация о материале
- Автор: Сергей Кутейников
Герб современной России, двуглавый орел, отличается от своего предшественника, имперского двуглавого орла, разве что цветом: имперский был черным, современный — золотой.
Под двуглавым орлом Россия стремительно взлетела, но столь же стремительным было и ее падение. Сейчас, когда двуглавый орел вновь вернулся в качестве государственного символа, наша страна переживает очередной подъем. Но вопрос о связи ее исторической судьбы с ее государственной символикой (явно недостаточно проработанной) продолжает нас волновать.