Ты должен доставить завет. Тамплиеры и готика
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
Около 80 соборов и 70 храмов поменьше появилось в Европе в эпоху готики. Учитывая, что каждый из них строился десятки лет, то есть все они создавались одновременно, невольно задаешься вопросами: кто разработал новую архитектуру? Кто воспитал стольких мастеров? Кто наполнил готические храмы сложнейшей символикой? Наконец, на чьи деньги были они построены, ведь далеко не все города имели средства даже на ремонт крепостных стен? В средневековой Европе была только одна организация, способная на подобное, — орден Храма, тамплиеры...
Принято считать, что орден возник в 1118 году на Святой Земле в Иерусалиме, куда с благородной миссией защищать паломников прибыли первые девять рыцарей. В истории ордена, с первых дней его существования, больше вопросов, чем ответов, и это всегда давало почву для домыслов и легенд. Первые девять лет, уже обретя славу, почет и уважение на Святой Земле, тамплиеры не приняли в орден ни одного нового члена, а их основному воинскому долгу сопутствовала некая таинственная работа, которую они вели в подвалах легендарного Храма Соломона, давшего имя ордену. Результаты поисков превзошли все ожидания и позволили уже официально учредить организацию, экономическое, военное, политическое и, самое главное, духовное влияние которой не имело себе равных. Что было обнаружено — навсегда осталось тайной.
Свет в камне
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Факты и цифры
На первый взгляд, в истории готики не так много белых пятен. Место рождения — северная Франция, аббатство Сен-Дени близ Парижа. Время рождения — 1137–1150 годы, или даже точнее: 14 июля 1140 года, именно в этот день по указу Сугерия, настоятеля Сен-Дени, началась перестройка монастырской церкви с использованием новых архитектурных элементов. В чем не было бы ничего необычного, если бы не идеи, стоявшие за всем этим.
Рождение готики во Франции было подобно взрыву. В 1150 году завершились работы в церкви Сен-Дени, и почти тут же развернулось крупномасштабное строительство по всей Франции. В 1150–1160 годы начали возводить кафедральные соборы в Нуайоне, Лане, Пуатье, Париже, Сансе. А до конца века — в Шартре, Бурже, Реймсе...
Собор - книга тайн
- Информация о материале
- Автор: Ирина Эсперанса
ART GOTHIQUE
Предполагают, что термин «готика» впервые употребил Рафаэль, докладывая папе римскому Льву X о ходе строительства собора Святого Петра (ок. 1520), — как синоним «варварской архитектуры», противопоставив ее «римской», как уничижительное обозначение всего средневекового искусства. Вначале его применяли для обозначения неправильной, искаженной латыни.
Слова «готика», «готический» (французское gothique, немецкое gotisch, итальянское gotico) восходят к латинскому gothi, среднелатинскому gotthus, греческому gothos, образовавшимся, в свою очередь, от древневерхненемецкого gaut — «исток» (эта часть слова входит в название реки Gautelfr, буквально «готский», «принадлежащий племени готов»).
Слово gothique сходно со словом goetique, и возможно, это сходство не ограничивается только звучанием. Есть версия, что понятия gothique — «готическое» и goetique —«магическое» тесно связаны. А art gothique, то есть «готическое искусство», является орфографической деформацией argotique — «жаргонный». Собор — произведение арготического искусства. Толковые словари объясняют, что жаргон, или арго, — это особый язык определенной группы людей, не желающих, чтобы их понимали другие; на этом языке говорили потомки аргонавтов (argonautes), плававших за золотым руном на корабле «Арго». Таким образом, арго, или art gothique, — символический язык посвященных, людей, ищущих мудрости и совершенства.
Роса
- Информация о материале
- Автор: Анна Кривошеина
На заре и на закате цветы, деревья, травы покрываются мелкими, кристально чистыми, переливающимися капельками росы. В росе испокон веков люди видели благословение, которое Небо дает земле. Предания сербов говорят, что росу сеют звезды, предания украинцев — что она спадает с богини любви. Другие славянские народы верили, что ее сеют на землю русалки. А античные греки — что она появляется из лунных лучей или из слез богини утренней зари Эос. Ирида, божество радуги, вестница богов, одета в платье из сверкающей росы.
Радостный мир Ренуара
- Информация о материале
- Автор: Светлана Обухова
Иногда, особенно в солнечный нежаркий день после долгого ненастья, так и тянет поскорее из четырех стен — на волю, окунуться в волны свежего, пахнущего сиренью, зеленеющей листвой, пронизанного ярким, теплым светом воздухаѕ И идти по улице — куда ведут ноги, и смотреть на проходящих мимо, ища среди них тех, в чьих глазах тоже светится солнце, кто тоже поддались очарованию солнечного дня и потому счастливы, без особенных причин, просто потому, что жизнь — прекрасна...
Картины Ренуара словно такой же дарящий радость день в живописи.
Здравомыслящий насмешник Шарль Нодье
- Информация о материале
- Автор: Илья Бузукашвили
Он был страстным библиофилом, любил бабочек и старину. Спасал от погибели древние книги и возрождал из забвения великие имена. А через его сказки, веселые, ироничные, волшебные, всегда проглядывали истина и мудрость.
Когда началась Великая французская буржуазная революция, ему было девять лет. Уже тогда маленький Шарль приобрел славу чудо-ребенка. На городской площади родного Безансона он пылко выступал с революционными речами и декламировал стихи собственного сочинения.
От революционных времен у Нодье осталась тяга к участию в тайных обществах. В 17 лет он создал в Безансоне тайное общество филадельфов, члены которого хотели посвятить себя изучению природы. Пять лет спустя в Париже примкнул к другому обществу молодых людей — медитаторов, объединенных стремлением отгородиться от современной цивилизации и создать братство «античных мудрецов».
Идея, время которой пришло
- Информация о материале
- Автор: Наталья Машкова
Истории известно не так много открытий, перевернувших мир. Одно из них — «дитя» эпохи Возрождения, книгопечатание.
Сам по себе принцип штемпелевания известен давно, еще древние шумеры ставили метки на свои товары, используя плоские каменные печати. Народы Азии, например китайцы и корейцы, изготавливали гравированные доски. С помощью деревянных клише — способом ксилографии — в IX веке была отпечатана священная буддийская книга «Алмазная сутра». В том же столетии китайский ремесленник Би Шен, как считается, впервые применил наборную форму для печати. Он наносил на глиняные брусочки зеркальное изображение иероглифов, обжигал «литеры» в печи, затем составлял из них текст в специальной железной раме и делал оттиск. Правда, такой способ был трудоемок и несовершенен.