Запрещенный Гоголь
- Информация о материале
- Автор: Ольга Наумова
Порой оценка автором своего произведения не совпадает с мнением читателей. Но ведь не до такой же степени! Эту книгу Гоголь считал своей «единственной дельной книгой», а ее дружно и страстно осудили и враги, и друзья, она оставалась «нон грата» и в царской, и в советской России. Почему?
Первый удар нанесла цензура: пять статей-глав были сняты, другие — сокращены и искажены. «Связь разорвана. Книга вышла какой-то оглодыш», — жалуется Гоголь. То, что ему было так важно донести до читателя, оказалось теперь «дико и непонятно».
Однако удар со стороны читателей и критики оказался куда сильнее. Не было в России партии, группы или персоны, не бросившей в Гоголя камень. П.А. Вяземский писал С.П. Шевыреву: «Наши критики смотрят на Гоголя, как смотрел бы барин на крепостного человека, который в доме его занимал место сказочника и потешника и вдруг сбежал из дома и постригся в монахи».
Не свет, а покой...
- Информация о материале
- Автор: Ирина Галинская
Не много можно назвать романов, которые бы породили столько споров, как «Мастер и Маргарита». Спорят о прототипах действующих лиц, о книжных источниках тех или иных слагаемых сюжета, философско-эстетических корнях романа и его морально-этических началах, о том, наконец, кто является главным героем произведения: Мастер, Воланд, Иешуа или Иван Бездомный? Причем последнее дискутируется вопреки, казалось бы, совершенно ясно выраженной воле автора. В самом деле, разве 13-ю главу, в которой Мастер впервые выходит на сцену, Булгаков не назвал «Явление героя»? О том же говорит и анализ мировоззренческих основ романа, который мы предложим чуть дальше. А пока укажем на укоренившееся в литературоведении суждение о том, что прототипом Мастера послужили Булгакову: 1) он сам, 2) Иешуа и 3) Н.В. Гоголь. Последний — по той причине, что Мастер сжег рукопись своего романа и был по образованию историком. Совпадают также некоторые внешние черты Мастера и Гоголя — острый нос, клок волос, свешивающийся на лоб. Несомненен, наконец, в произведении Булгакова и ряд стилистических параллелей с Гоголем.
День, когда ирландцы возвращаются домой
- Информация о материале
- Автор: Светлана Обухова
Красочными шествиями, зажигательными танцами, народной музыкой и, конечно же, буйным весельем — так Ирландия отмечает день рождения святого Патрика, одного из самых почитаемых и любимых национальных героев.
Во многих городах Изумрудного острова в этот день проходят пышные парады, непременно с участием духового оркестра. Ирландцы, в рыжих париках и экстравагантных костюмах, обходят пабы, слушают там живую музыку и, как полагается в День святого Патрика, «осушают трилистник» — пьют виски, предварительно положив в свой бокал листочек клевера. А вечером устраивают фейерверки и салюты.
С днем рождения, Чарли!
- Информация о материале
- Автор: Евгения Марковская
Я был и остался неисправимым романтиком.
Чарли Чаплин
Актер, режиссер, сценарист, продюсер, композитор Чарльз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 г. Правда, рассказывают, что свой день рождения он всегда отмечал 15 числа. Шутка, которую может себе позволить величайший комик всех времен и народов.
Открыв для себя Чаплина, французский режиссер Луи Деллюк писал о нем: «Вплоть до наших дней нет в истории фигуры, равной ему по славе, — он затмевает славу Жанны д’Арк, Людовика XIV и Клемансо. Я не вижу, кто еще мог бы соперничать с ним в известности, кроме Христа и Наполеона». Разумеется, в этих словах мастера французского авангарда нельзя не почувствовать иронии. Однако сегодня нет человека, который бы не знал Чарли, не узнал бы его походку, его тросточку и усы. Растиражированный в миллионах вариаций, образ Чарли можно встретить повсюду: в иллюстрированных журналах и на кондитерских изделиях, в виде кукол и товарных брэндов. Если бы нужно было представить историю XX века в нескольких образах, то вряд ли бы обошлось без Чарли Чаплина.
Арабский швейцарец Иоганн Буркхадт
- Информация о материале
- Автор: Надежда Нестеренко
В одном из писем своему отцу из Каира весной 1814 г. Буркхардт писал:
«Никогда, никогда я не сказал ничего о виденном или встреченном мною, что не было бы вполне согласно с моей совестью, — ведь не для того же, чтобы писать романы, я подвергался таким опасностям!»
Иоганн Людвиг Буркхардт родился в 1784 г. в Лозанне в семье полковника французской армии. Получив домашнее образование, он затем учился на факультетах права, философии и истории в университетах Лейпцига и Геттингена. Семья рассчитывала, что он сделает карьеру юриста или дипломата, но 22-летний Иоганн избрал совершенно другой путь. Он отправился в Лондон, чтобы вступить в Ассоциацию по поддержке открытий во Внутренней Африке, где предложил поехать с экспедицией, чтобы найти исток реки Нигер. Так началась история экспедиции, которой так и не суждено было состояться.
Михаил Булгаков: не предать себя
- Информация о материале
- Автор: Ольга Наумова
О том, как жил и писал Булгаков, стоило бы написать роман. Конечно же, с примесью фантастики и даже чертовщины, с ноткой трагизма и горьким сарказмом, с тенью тайны и щемящей искренностью. Роман о «бедном и окровавленном Мастере», который заслужил покой, но не обрел его при жизни. Или обрел?
Но такой роман смог бы написать только сам Булгаков. И написал.
Не срывайся, не падай, не ползи. Ты — это ты, и, пожалуй, это самое главное.
М. Булгаков — молодому писателю
Жил в городе Киеве, в семье преподавателя Духовной академии, мальчик. Первый сын в большой и дружной семье. Талантлив, остроумен, начитан. Окончил медицинский факультет Киевского университета, рано женился. Как могла пойти линия его судьбы — этого уже никто не знает. Потому что шла первая мировая война.
Булгаковская Москва
- Информация о материале
- Автор: Наталья Машкова
М.А. Булгаков приезжает в Москву в сентябре 1921 г. Через год, в 1922 г., он так описывает столицу:
В июльский душный вечер я вновь поднялся на кровлю того же девятиэтажного нирензеевского дома. Цепями огней светились бульварные кольца, и радиусы огней уходили к краям Москвы. Пыль не достигала сюда, но звук достиг. Теперь это был явственный звук: Москва ворчала, гудела внутри. Огни, казалось, трепетали, то желтые, то белые огни в черно-синей ночи. Скрежет шел от трамваев, они звякали внизу, и, глухо, вперебой, с бульвара неслись звуки оркестров («Сорок сороков»).