Альфонс Муха. Превращая «земное» в искусство
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Федотова
«Абсолютное отсутствие таланта» — такой безнадежный ответ получил Альфонс Мария Муха от профессора Льготы, когда пытался первый раз поступить в Пражскую Академию изящных искусств. Вряд ли в тот момент и сам юноша, и уважаемый профессор могли представить, каким огромным успехом во всем мире будут пользоваться выставки Мухи.
Его графические работы — это ранний вклад в движение, выносившее искусство в повседневную жизнь.
Рената Ульмер
Любители творчества чешского художника, несмотря на холодную московскую зиму, выстраивались в длинные очереди. Замерзнув окончательно, я вместе с другими попала в небольшой зал, где были выставлены произведения знаменитого художника.
Велико же было мое удивление, когда оказалось, что «произведения» эти по большей части — всего лишь афиши и рекламные плакаты папиросной бумаги, пива или велосипедов. Но несмотря на это каждая из работ — настоящее произведение искусства. На любой из них центральный живописный мотив — дама: стилизованная фигура прекрасной женщины или робкой девушки, где-то мечтательной и даже религиозной, где-то беззаботной и уверенной в себе. Но каждая работа — это изящество, тонкость и грациозность. Муха выражал в своих произведениях эстетические вкусы своего времени, в них видны художественные поиски рубежа XIX–XX веков. Именно в это время рождался новый стиль — «модерн», или «ар нуво» (от французского art nouveau — «новое искусство»).
«Загнанный герой». Великий самурай Минамото Ёсицунэ
- Информация о материале
- Автор: Надежда Нестеренко
Минамото-но Ёсицунэ (1159–1189), великий самурай, известный своей беспримерной храбростью, родился за год до того, как был убит его отец Минамото-но Ёсимото, знаменитый полководец и глава клана. Пришедший к тому времени к власти клан Тайра приложил все усилия, чтобы истребить весь род Минамото. По счастливому стечению обстоятельств большинству детей Ёсимото удалось выжить, но они были сосланы в различные монастыри. Ёсицунэ был отправлен в монастырь на горе Курама. Вообще о детстве Ёсицунэ практически ничего не известно. Легенды утверждают, что вместе с чтением сутр он активно изучал воинское искусство, причем учителями его были мифические существа тэнгу. Ему не суждено было стать монахом — он бежал из монастыря, а позже присоединился к своему старшему брату Минамото-но Ёритомо, поднявшему мятеж против Тайра.
Калат аль Хосн. «Крепость рыцарей»
- Информация о материале
- Автор: Надежда Нестеренко
Зимним утром 1271 г. аз-Захир Сейф-ад-дин ас-Салихи Бейбарс задумчиво смотрел на вырастающие из тумана серые стены, пережившие немало сражений и до сих пор никем не завоеванные. Он еще не знал, что гордая крепость покорится ему, но не сомневался, что победит любой ценой...
Эта могучая твердыня находится на северо-западе Сирии недалеко от границы с Ливаном. Лоуренс Аравийский когда-то назвал его «прекраснейшим замком в мире». И это действительно так. Кажется, что эти величественные стены неподвластны времени. Крак де Шевалье, как в наши дни именуют крепость, что означает «крепость рыцарей» (крак по-арабски «крепость», а chevalier по-французски «рыцарь»), ведет свою историю со времен, предшествующих крестовым походам. Первую небольшую крепость построил здесь эмир города Хомс в 1031 г.
Экологические катастрофы ХХ века
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
Считается, что природоохранное право в мире появилось в XIII в. Первым актом был эдикт короля Эдуарда, запрещавший использовать каменный уголь для отопления жилищ в Лондоне. Первым же сохранившимся экологическим документом принято считать каменную стелу высотой 1,6 м, найденную в Китае и датирующуюся 1549 г. 700 иероглифов, высеченных на ней, запрещают вырубку леса и призывают граждан засаживать лесами опустыненные территории. Декрет, выбитый на стеле, гласит, что любой, кто ослушается приказа не вырубать леса, будет сослан в отдаленные места империи.
Приключения «божественных дилетантов»
- Информация о материале
- Автор: Ольга Наумова
Тема этого номера — «Священное искусство Древнего Египта» — готовилась по материалам недавно прошедшей выставки, подготовленной КЦ «Новый Акрополь» в сотрудничестве с Российской государственной библиотекой. Об идее выставки, ее особенностях и осуществлении мы беседуем с одним из главных ее организаторов — Дмитрием Петровым, руководителем художественных мастерских Культурного центра, преподавателем философской школы «Новый Акрополь».
• Дмитрий, какова была идея выставки? Почему Египет, а не любая другая культура, почему «искусство» и почему «священное»? В нашем обычном понимании священное — это что-то очень высокое и далекое от человека.
Я не считаю, что «священное» — это далекое от человека. Если верить Владимиру Сергеевичу Соловьеву, человека отличают от всех других существ, живущих на земле, три вещи: чувство стыда, когда ты бываешь не похож на человека, милосердие, чувство сострадания, и чувство священного, стремление к чему-то, что выше нас. Поэтому это так или иначе находится внутри человека — чувство священного, чувство благолепия, божелюбия какого-то. И у искусства, настоящего искусства, есть своя функция — делать человека лучше, добрее, красивее.
Недавно я ездил в Петербург, приехал со всеми своими проблемами, настроениями, трудностями... Пришел в Эрмитаж, посмотрел всего лишь на две картины («Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо), больше не мог успеть — и сам почувствовал, насколько встреча эта может поменять изнутри и состояние, и настроение, и взгляд — взгляд в окно, взгляд на самого себя, взгляд на свои проблемы.
Сегодня я увидела экологию в действии...
- Информация о материале
- Автор: Делия Стейнберг Гусман
Сегодня я увидела экологию в действии...
Тема экологии — одна из тех, что заполняют день за днем страницы всех газет и в конце концов превращаются в глобальную проблему человечества. И вот все говорят о спасении Природы, о том, как избежать загрязнения окружающей среды, о разработке высокоэффективных и безопасных технологий. Мы с осуждением смотрим на машины (которые когда-то задумывались как «друзья человека»), с подозрением относимся к горючим веществам, стараемся свести к минимуму отходы и жаждем чистоты, с тоской наблюдая, как древние источники целебных минеральных вод огораживаются табличками с надписью: «Не питьевая»...
Звёздное зодчество. Взгляд на архитектуру «со своей колокольни»
- Информация о материале
- Автор: Илья Горячкин
Среди загадок, терзающих исследователей египетских древностей, храмов и особенно пирамид, среди вопросов «кто?», «когда?» и «как?» есть вопрос, способный отчасти поставить в тупик современного человека. Это вопрос «зачем?».
Зачем, например, возводить сооружения исполинских размеров с такими тесными коридорами и маленькими камерами внутри? Укреплять здоровье? Прятать сокровища?
Зачем применять при строительстве блоки невероятной тяжести, если того же эффекта можно добиться более легкими материалами? Чтобы не растащили на части?
Зачем направлять внутренние шахты на стороны света и звезды с идеальной астрономической точностью, поражая современных исследователей совершенством вычислений и технологий? Зачем? Заронить в прагматичные умы потомков зерна поисков и сомнения? Зачем? Зачем? Зачем?
Так или иначе, человечество судит об окружающих явлениях с точки зрения своего развития, со своей «колокольни», позволяющей видеть дальше или ближе. Вглядываясь в глубину веков, в загадочные древние культуры, приходится признать, что наша «колокольня» отстоит очень далеко от египетских пирамид и храмов. Но, тем не менее, если попытаться, всегда можно что-то разглядеть...