Российский Дон Кихот
- Информация о материале
- Автор: Дмитрий Зубов
Запыленные кареты подъехали ко дворцу. «Рыцари святого Иоанна Иерусалимского просят гостеприимства», — доложил флигель-адъютант. «Пустить их!» Войдя в покои, один из знатных гостей произнес: «Странствуя по Аравийской пустыне и увидя замок, узнали, кто тут живет...»
Это не театральная пьеса и не сцена из рыцарского романа, как мог бы подумать читатель. Это — история. Время и место действия — конец XVIII века, Россия. А персонажи — известные исторические лица: российский император Павел I и полномочный министр и посол в России Мальтийского ордена граф Литта. Мальтийцы знали слабые точки русского императора, но, разыгрывая эту сцену по всем канонам рыцарских легенд, даже не знали, чем все обернется.
«Торжественная церемония принятия Павло I титула Великого Магистра мальтийских рыцарей состоялась в Большом тронном зале Зимнего дворца (29 ноября 1798 года). Депутация Капитула поднесла Павлу I, бывшему в полном императорском одеянии, Мальтийскую корону, Жезл, Печать Ордена и Рыцарский меч. Обнажив меч, Павел осенил себя крестом, присягая Мальтийскому ордену».
Свободный город Любек
- Информация о материале
- Автор: Елена Белега
«Чудненький» — так можно перевести с немецкого название этого города. Но не особой любовью к кирпичной кладке и выразительным фасадам с декоративными башенками и шпилями обязан он своей славе. Город вошел в историю как столица знаменитого Ганзейского союза, средневекового прообраза единого рынка Европы.
Он никогда не имел ни конституций, ни вождей, ни праздника независимости, ни других атрибутов «свободы». Но самые высокопоставленные лица Европы обращались к жителям Любека со словами: «My Lords», которые больше подходят коронованным особам. Ему первому среди германских городов было дано право чеканить золотые монеты. Не каждый город, сколь бы древним он ни был, может похвастаться славой и могуществом своих основателей. Любек же хранит память о короле Генрихе Льве, который в начале XII века не только заложил структуру города, сохранившуюся и доныне, но также дал ему импульс процветания.
«Материя» времени
- Информация о материале
- Автор: Александр Левич
В предыдущей статье («Проблемы времени и проблемы естествознания») было отмечено, что в принятой ныне парадигме время — это исходное и неопределяемое понятие, из-за чего мы не можем обсуждать свойства времени. Тенденции современного естествознания таковы, что становится возможным говорить о времени как о субстанции, активной составляющей мира.
В субстанциональном подходе ко времени в качестве постулата предполагается, что изменения в любой системе происходят как замены элементов; эти замены названы генеральным процессом.
Замены элементов могут проходить на довольно глубоких уровнях строения системы. Если взять большое число уровней, то можно описать достаточно большое количество явлений. Большое число уровней — это цена, которую мы платим за то, чтобы говорить о времени на содержательном языке.
Лавиноопасно
- Информация о материале
- Автор: Анна Муравьева
Лавина, ледник — с недавних пор, особенно после трагедии в Кармадонском ущелье, эти слова стали синонимом «природного безумия», от которого нет спасения.
Никакая техника не может защитить нас, жителей XXI века, от стихии, и мы боимся и снова видим в природе безжалостного врага. А между тем, есть такие сумасшедшие люди, которые изучают лавины. Но не могут любить. Потому что знают.
С Натальей Андреевной Володичевой, кандидатом географических наук, мы познакомились летом на Эльбрусе.
В далеком 1956-м она впервые приехала изучать горы, и с тех пор ледники и лавины — ее стихия. Она побывала на многих ледниках Кавказа, облетела Камчатку, работала в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. И до сих пор с благодарностью вспоминает время и людей, с которыми свела ее судьба.
Сейчас Наталья Андреевна — доцент кафедры криолитологии и гляциологии МГУ, преподает на географическом факультете, изучает ледники и каменные глетчеры, снежный покров и лавины Большого Кавказа и по-прежнему работает в горах.
Сквозь пелену песка: древнеегипетские образы в коптском христианстве
- Информация о материале
- Автор: Елена Толмачева
Зачем разбили мы кумиры их,
Зачем изгнали их из древних храмов?
Изгнание для них не стало смертью...
Константинос Кавафис
Глядя на величественные храмы и устремленные в бесконечность времени лики статуй богов и царей, невольно задаешься вопросом: неужели та духовная традиция, которая дала жизнь богатейшей в мире цивилизации, Стране Кемет, вечной земле Египта, навсегда умолкла, растворившись в раскаленном мареве безжизненных песков пустыни?
Вечный двигатель Джона Кили
- Информация о материале
- Автор: Дмитрий Захаров
Автор предупреждает: тем, кто считает, что практически все в природе уже изучено и осталось уточнить лишь мелкие детали, а также тем, кто способен поверить только в то, что сам попробовал «на зуб», читать статью не рекомендуется — это может поколебать их душевное равновесие.
Представьте, что перед вами на столе стоит металлический штатив, который поддерживает медную сферу диаметром около 30 см. Вокруг основания штатива — многочисленные металлические стержни разной длины и толщины, вибрирующие, подобно камертонам, если их коснуться пальцами. Внутри сферы установлены пластины и резонансные трубки, взаиморасположение которых можно менять с помощью рукояток. Вся эта конструкция носит название симпатического передатчика.
Золотая решетка
- Информация о материале
- Автор: Александр Кузнецов
Кузнечное ремесло издавна считалось особым, а кузнецов обожествляли, считали магами и волшебниками — кто не знает Гефеста у греков или славянскую сказку о кузнеце, подковавшем голос? Ремесло это обросло легендами и преданиями, но помимо легенд старые русские кузнецы оставили нам большое наследство: оружие и доспехи, ограды и светильники, различную утварь и ритуальные принадлежности. Все эти вещи мастера стремились сделать не только функциональными, но и красивыми. Некоторые из них имеют интересную историю, а своей тонкостью и изяществом поражают до сих пор.
Московские мастера XVII века активно обращались к древним народным традициям. Параллельно развивалось и другое направление, использовавшее в ковке образцы западноевропейского искусства. При заказе так и определялось: «по заморскому образцу, тою же мерою». Но настоящие художники — а русские кузнецы и литейщики были художниками высокого класса — не могли слепо копировать, не внося в произведение своего понимания художественной выразительности изделия.