Шазматы через века
- Информация о материале
- Автор: Илья Шрабштейн
Жизнь — это партия в шахматы.
Сервантес
Когда появились шахматы, точно не знает никто. Известно лишь, что произошло это в Индии не позднее VI века н.э. Но и на этот счет полного согласия нет.
По одной из версий, техника гадания, выработанная в Китае в VI–I вв. до н.э. для определения баланса между энергиями инь и ян, составила основу чатуранги, игры, являющейся прообразом современных шахмат (на санскрите «чатуранга» означает «четыре рода», т. е. войско с четырьмя родами оружия: колесницы, слоны, конница, пехота). В чатуранге, по свидетельству Бируни (Индия, XI в.), целью являлось истребление сил противника, а не объявление мата королю. Но в китайской литературе первые известные нам сведения о шахматах появляются в VIII в. н.э.
Видимо, гаданием на 64-клеточной доске занимались и древние этруски: в их мифологии упоминалось о волшебном коне-скакуне, покрывающем за 64 скачка все небесное пространство (в шахматах конь может за 64 хода обойти всю доску).
Увидеть человека
- Информация о материале
- Автор: Ольга Наумова
Вот они — стоят рядом на полках: Иван Грозный и Ярослав Мудрый, Тамерлан и герой гражданской войны Александр Пархоменко, безымянная афганская принцесса и славянка из Звенигорода... Именно эти скульптурные портреты казались нам самым живым и достоверным в довольно скучных учебниках истории, посреди схем и дат.
Мы находимся в лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН. Когда-то эту лабораторию создал Михаил Михайлович Герасимов. Сегодня ею руководит к.и.н. Татьяна Сергеевна Балуева.
Руки - мелодия сердца
- Информация о материале
- Автор: Ольга Климова
Правда ли, что руки умеют говорить? Когда смотришь на картины великих живописцев, в это начинаешь верить. И если запечатленный на полотне жест порой несет в себе многое, то еще большей силой слова обладают руки, пришедшие в движение. В танце руки — это и национальность, и эпоха, и характер. В балете, где все классические позиции ног определены заранее, зачастую именно руки создают образ. Положение и движение рук мгновенно задает характер русского, венгерского, персидского или индийского танца.
В недрах Архитектурного
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Чамова
Четыре года в недрах Московского архитектурного института (МАРХИ), а точнее, прямо в подвале центрального корпуса, ведутся археологические раскопки каменных палат времен Анны Иоанновны (начала XVIII в.). Каменные строения тех лет в Москве сами по себе редкость, а это особенно интересно тем, что его архитектор, Петр Михайлович Еропкин, — один из первых зодчих России, получивший профессиональное образование в Европе. Теперь студенты Архитектурного могут знакомиться с произведением мастера не выходя из здания альма матер.
Мне посчастливилось увидеть этот уникальный раскоп, услышать об истории старинного дома на Рождественке и о том, как до нее докопались, как говорится, «из первых уст». Моими гидами и собеседниками были две замечательные дамы: Лариса Ивановна Иванова-Веэн, директор музея МАРХИ (благодаря ее интуиции, энтузиазму и упорству осуществилась эта находка), и Анастасия Георгиевна Борис, ведущий научный сотрудник музея.
Только для женщин
- Информация о материале
- Автор: Людмила Цмик
— Как женщине понравиться мужчине?
С таким вопросом вошел в комнату мой сослуживец. После минутного молчания со всех сторон послышались советы:
— Косметика...
— Фитнесс...
— Надо быть современной...
Я сидела и слушала, размышляя. Я вспоминала себя.
Царь-город. Русский город в мифологическом пространстве
- Информация о материале
- Автор: Сергей Домников
Город... Для человека он никогда не был просто скопищем домов, разделенных улицами и площадями. За сотни веков существования цивилизации человеческим воображением создано бесчисленное множество образов городов: город-тело и город-душа, город-государство и город-мир, город-храм и город-«казарма», город-крепость и даже острог, город-дворец и город-сад, город-остров, город-откровение, город-утопия, город-преисподняя и город-рай...
Изучение русского фольклора свидетельствует, что образу города в народном сознании соответствует все самое яркое, светлое, возвышенное. В образе города кроется нечто притягательное, нечто, заставляющее стремиться к нему, искать его, мечтать о нем.
Мечта княгини Тенишевой
- Информация о материале
- Автор: Марина Заболотская
Тенишеву я открыла для себя уже давно. Но в книгах о Серебряном веке встречаются лишь упоминания ее имени, не более того. И об Абрамцево знают все, а о Талашкино — лишь знатоки. И это вызывает недоумение: неужели мы настолько беспамятны, что «сбрасываем с корабля современности» столь значительные явления нашей культуры? Как бы то ни было, жизнь таких людей оставляет нам в наследство нечто, что сильнее времени и пространства, сильнее всех хитросплетений судьбы и самой смерти.
Поэтому наш рассказ — о судьбе Марии Клавдиевны Тенишевой и ее мечте.