Прыжок. Победа над земным притяжением
- Информация о материале
- Автор: Ольга Климова
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух из уст Эола...
Любой неравнодушный к балету зритель согласится с поэтическим сравнением Пушкина. Действительно, порой возникает впечатление, что танцовщик или танцовщица зависает в воздухе и уже не скоро коснется земли.
В танцевальной технике есть термин «баллон». Он происходит от французского ballon «воздушный шар» и определяет способность танцовщиков фиксировать разные позы в воздухе. Возможно, что введение этого термина связано с именем французского танцовщика XVII в. Жана Баллона, который славился воздушной легкостью своих прыжков.
Ностальгия по царице Тамар
- Информация о материале
- Автор: Ольга Наумова
Она пришла как будто из сказки или легенды — прекрасная царица, мудрая повелительница страны за высокими горами... Ее образ обладает какой-то удивительной притягательной силой, пусть даже мы знаем о ней совсем немного.
...Небывалое оживление царило в тот год при грузинском дворе. Сначала украдкой, на ухо друг другу, а потом и открыто царедворцы обсуждали давно назревавшее событие. Царь Грузии Георгий III, которому Бог не дал наследников мужского пола, принял решение передать престол старшей из своих дочерей, Тамар. Причем сделать это еще при своей жизни, дабы пресечь козни недоброжелателей. Неизвестно, что чувствовал царь Георгий как отец, когда обрекал свою юную дочь на столь тяжелую судьбу, но как правитель он оказался мудр и прозорлив: после его смерти в 1184 году вокруг трона развернулась нешуточная борьба. Но стараниями приверженцев Тамар, и в первую очередь ее тетки по отцу Русудан, молодая царица заняла предназначенное ей место. В тот день ей не исполнилось и двадцати.
Институт благородных девиц. Мода или требование времени?
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Чамова
Долгое время слово «институтка» вызывало ассоциации лишь с чем-то жеманным, пронафталиненным и нежизнеспособным. А сегодня все чаще в рекламе учебных заведений встречается словосочетание «институт благородных девиц». Форма возвращается, но возвращается ли идея, заложенная в нее создателями?
...Через женщину только прогресс человечества проникает в нравы людей, в характер народа и его общественную жизнь.
К.Д. Ушинский
Скифы
- Информация о материале
- Автор: Наталья Чуличкова
Многим интересующимся Древней Америкой В.И. Гуляев знаком как автор книг о культуре майя. Но, оказывается, за плечами у Валерия Ивановича еще и 12 лет раскопок на территории Ирака, где изучались ранние дошумерские культуры Месопотамии VII–IV тысячелетий до н.э. Сейчас он вернулся к своей самой любимой в археологии теме — скифам.
Вот уже несколько лет доктор исторических наук профессор Валерий Иванович Гуляев руководит раскопками скифских курганов в Воронежской области, по среднему течению Дона.
Шаман - хранитель равновесия
- Информация о материале
- Автор: Наталья Чуличкова
Доктор исторических наук М.Ф. Косарев археологом стал случайно — как-то в молодые годы он, коренной сибиряк, попал в экспедицию. После этого жизнь его изменилась. Одна часть ее проходила в Москве — диссертации, работа кабинетного ученого, библиотеки. Другая — экспедиции, долгие месяцы в глухой тайге, северной тундре, в болотах. На всю жизнь его любовью осталась Сибирь, ее история, обычаи, верования. Весь этот мир для Михаила Федоровича, которому в этом году исполнилось 70 лет, знаком и близок не в теории, а через реальный опыт соприкосновения с традициями многих народов. Михаил Федорович является знатоком всей культуры языческой Сибири, и наша встреча посвящена сибирским шаманам.
Семь чудес в Коломенском
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Чамова
Как известно, в мире официально признано только семь чудес. Однако существует и восьмое чудо света, и это уже не объект, а звание, которым удостаивают все то, что поражает воображение человечества. Так вот, в Коломенском их как минимум два, но внимательный взгляд путешественника может обнаружить...
Древнейшее искусство: утраченное и возвращенное
- Информация о материале
- Автор: Екатерина Дэвлет
История знакомства людей с ранними формами искусства — это история сомнений, удивительных открытий, это рассказ о способности по-новому взглянуть на эстетический потенциал и художественные навыки наших далеких предков, об умении поставить технику на службу не только технологическому прогрессу, но и делу познания прошлого человечества.
Практика нанесения изображений на скалы существует по крайней мере 30 тыс. лет, хотя приводятся данные (пока еще недостаточно аргументированные), что она значительно древнее — до 60 тыс. лет. От Урала до южной оконечности Иберийского полуострова насчитывается около трехсот пещер, скрывающих в своих глубинах изображения, которые относятся к древнему каменному веку, или палеолиту, — огромной по продолжительности эпохе (от 2 и более млн. до 11 тыс. лет назад). Ее изучение является, возможно, наиболее романтичным разделом археологии, позволяющим соприкоснуться с детством человечества, проследить его взросление, а самая большая загадка кроется в ответе на вопрос «почему первые образцы искусства отнюдь не являются робкими и неумелыми попытками, а имеют совершенные формы?».