Принцип внутреннего роста
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Короткова
Зерно, прежде чем стать колосом, должно «проклюнуться» и вырастить стебель. Порой это очень трудно: бедная почва, заморозки, засуха...
Графит, чтобы стать алмазом, претерпевает адское давление, жуткие температуры, и путь очень, очень долгий.
Звезда, чтобы стать Солнцем, должна умереть. Взорваться, образовав огромное облако звездной пыли. Из этого облака потом сформируются планеты — спутники, дети, ученики.
Мастер, создавая свое творение, способное жить века и тысячелетия, «умирает» и рождается вновь из своего «пепла». Он отдает сотворенному им шедевру часть себя.
Человеку, чтобы стать Человеком, нужно пройти трудный, иногда даже тяжелый путь. «Проклюнуться», терпеть засухи и наводнения жизни, источать облако «звездной пыли» — следы, видимые другим, служащие для них примером жизни, отдавать часть себя чему-то очень важному. И путь бывает очень, очень долгим.
Найти свою Гавань
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Короткова
Однажды мудрый Сенека сказал: «Кто не знает, в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра».
Очень часто сейчас пользуются этой фразой и много смыслов и значений вкладывают в нее люди.
Я нашла в ней свой смысл. Для меня эта Гавань — то, чего я хочу достичь — это тот человек, которым я хочу стать. Порой вопреки голосу своего ума и советам других людей. Эта внутренняя Гавань кажется наилучшей для моего корабля.
И я заметила: когда ошибаюсь, «ветер» глупых и мелких препятствий и проблем стабильно дует навстречу мне, вытягивая силы в борьбе с ними. А когда беру верное направление — только держу сильный парус и доверяю волнам.
Ты становишься тем, во что веришь
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Сообразно сущности каждого бывает его вера, Бхарата,
Человек образуется верой, он таков, какова его вера.
(Бхагавадгита. Глава 17. Перевод Смирнова Б.Л.)
Конечно, толковать Гиту — дело крайне трудное, тем более что в первой строчке сущность человека определяет веру, а во второй — наоборот. Возможно, этим автор хотел подчеркнуть их взаимную зависимость и взаимное влияние, и, мне кажется, даже тождественность. Интересно, для Гиты важнее не объект веры, а природа самой веры, которая отождествляется с сущностью самого человека. Объект веры, если так можно выразиться — прямое следствие моей природы, притяжение подобного к подобному. И вера — своего рода «резонанс» между мной и тем, во что я верю; и возникает он в силу сходства или даже единства природы.
А ты умеешь смотреть вверх?
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Короткова
Одно из недавних моих открытий: дети смотрят вверх раз в сто больше, чем взрослые.
У детей много вопросов о жизни. Чтобы задать эти вопросы взрослым, которые гораздо выше ростом, нужно смотреть вверх. Заодно замечая над головой небо, облака, птиц, звезды... все, что рождает новые вопросы, которые хочется задать взрослым. Тем, кто не только выше ростом, но опытнее и в чем-то мудрее, у кого можно научиться очень многому.
Но взрослые тоже иногда смотрят вверх. На тех, кто опытнее и намного мудрее. Чтобы задать им свои вопросы о жизни. Заодно замечая то, что выше нас, то, что «над нами». То, о чем хочется задать новые вопросы «взрослым», тем, кто знает ответы.
И так без конца. Всегда будут те, у кого можно учиться, и то, что выше нас.
Этот загадочный момент «здесь»
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Короткова
Исследователи души человеческой в числе многих причин несчастья современного человека называют его неспособность жить «здесь и сейчас». В своих работах на эту тему авторы пытаются помочь людям возвращаться мыслью в настоящее и жить прямо сейчас. Говорят о «потоке», настоящем времени, в которое человек должен быть полностью вовлечен — физически и психологически. Рассуждают о том, что неплохо было бы смириться с действительностью полностью, тогда не придется страдать от неожиданных напастей — «будь что будет». Призывают людей не думать слишком много о себе и своих проблемах, потому что «все беды от головы»... Не думать ни о прошлом своем — чтобы не жалеть, ни о будущем — чтобы не бояться.
Но если мы никогда не будем думать о своем прошлом, пусть даже печальном опыте — мы не усвоим уроков. Жалеть, конечно, толку нет. Но помнить, пожалуй, надо.
А будущее... разве мы не стараемся жить в настоящем так, чтобы в будущем наша жизнь стала все-таки лучше, чем сейчас?
На мой взгляд, главная проблема людей не столько в неумении жить в настоящем, сколько в неспособности соединять безболезненно и бесстрашно все эти три времени своей жизни. Это можно сделать только в настоящем.
Мой способ для этого такой: приподняться — прямо здесь и сейчас — усилиями души хоть немного над повседневностью, и, не теряя ее из виду, придать ей новое качество. Тогда три измерения времени - прошлое, настоящее и будущее — при помощи четвертого измерения — вверх — становятся не печальными, не страшными, а полезными. Здесь и сейчас.
Вера и разум в эпоху искусственного интеллекта
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Недавно совершил большое философское путешествие, где была возможность побеседовать со многими думающими людьми, и, среди прочего, задели тему соотношения в нашей жизни веры и разума.
В контексте «нейронных сетей», «искусственного интеллекта» и т.п. вера становится все менее и менее «современным» понятием. Но не думаю, что наша природа меняется столь же быстро, как и медийные темы. Вопрос в том, возможно ли жить только разумом? Не обманываю ли я себя, отрицая веру? Не загоняю ли я ее просто в бессознательное. Мне кажется, вера и разум органично дополняют друг друга, не позволяя редуцировать человека до рациональной машины. Но для этого надо осознавать их в себе.
Не думаю, что кто-то всерьез может заявить, что обладает знанием чего-либо. Мы можем говорить лишь об относительном мнении, следовательно, о незавершенности и неопределенности наших представлений о мире. Определенными и «однозначными» их делает наша вера, которую (если мы ее отрицаем) мы просто не осознаем. Думаю, вопрос не в том, верить или знать, а в том, во что верить. Сто лет назад мы верили написанному богословом, сейчас столь же свято верим в написанное ученым. Но если для написавшего книгу ученого был путь изучения, исследования, размышления, то для читающего, как правило, остается только вера во всесилие науки. Другими словами, из тех миллионов, кто прочитал научную статью, реально наукой занимается пара десятков, может быть, сотен человек, остальные просто верят авторам…
Думаю, философия должна соединить в нашем сознании два берега пропасти между рациональным и иррациональным в человеке.
Жажда делиться своим жизненным опытом
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Короткова
Звери учат своих детей добывать пищу, строить норы и жить в стае. Птицы учат птенцов летать — порой самым экстремальным способом. Люди учат своих детей всему — с самых простых навыков до решения сложных жизненных вопросов.
Но люди порой стремятся учить других людей. Разные у этого стремления причины. Одна из них вызывает наибольший мой интерес.
Бывает так: живет человек, живет, проходит жизненные уроки и испытания, становится крепче и мудрее, и вдруг просыпается в нем жажда делиться своим жизненным опытом. Просыпается она, наверное, вместе с неравнодушием к людям. Жажда эта не берется откуда-то извне. Похоже, она спит в каждом человеке до времени, а потом вдруг оживает. И хочет человек, чтобы люди вокруг меньше страдали и стали немного счастливее,
Множество книг, статей и иных материалов написано психологами, философами, врачами с целью облегчить страдания людей — физические и иные, ответить на вопросы человеческие, которые ставит жизнь, научить людей справляться с проблемами... Много людей подают нам пример своей жизнью.
Каким будет мир, когда жажда эта проснется у всех нас?