Читали ли вы когда-нибудь комментарии к постам, статьям, заметкам в ЖЖ и т.д? Конечно не всегда и не везде, но довольно часто в комментариях сталкиваешься с негативом: снисхождение, насмешка, поучение, даже иногда оскорбления к статье или автору. Бывает обидно, особенно если статья понравилась. Читаешь и недоумеваешь: почему такое отношение? И как человеку вообще что-либо писать, если в результате его обязательно «распнут» в обсуждении?

Недавно зашёл разговор о смерти и об отношении к ней. Мы боимся смерти. Почему? Возможно, нас пугает неизвестность. Но так ли это? Сократ, например, считал, что бояться смерти — значит считать, что ты знаешь то, чего ты не знаешь. Всегда ли нас пугает неизвестное? Нет, иногда мы предвкушаем неизвестное. Возможно, проблема не в страхе перед неизвестным, а в том, чтО я вижу в этом неизвестном, в неопределенности. Точнее, чтО я проецирую в эту неопределенность. Почему, глядя в неизвестное, я склонен видеть в нем худшее? И это касается не только смерти, а многого гораздо более повседневного…

Мне кажется, причина в каком-то глобальном недоверии к жизни. Страх инстинктивен. Недоверие — это духовная проблема. Один современный философ определил наше время, как «эру недоверия». И это недоверие (или неверие) очень глубоко укоренено в нас, настолько, что мы его даже не замечаем, но живём им. Мы читаем какой-либо мифологический текст, и видим там «опиум для народа», «обман трудящихся», «примитивный лепет» древнего человека… мы не доверяем глубине их мысли, их истине, хотя смысл их слов совершенно непонятен нам. И то же по отношению к людям, к событиям и т.д., «видя» худшее из всего возможного. И это «спасает» нас от необходимости усилий вникнуть и понять.

Возможно, это скрытое недоверие также причина частого недовольства обстоятельствами (от меня совсем не зависящими). Я себя иногда ловлю на недовольстве: то перед носом автобус ушел, то дождь не вовремя, то какой-то прохожий «под ноги лезет». Я не знаю смысла этих обстоятельств, но сопротивляюсь им. Судя по всему, я считаю, что лучше знаю, когда правильно идти дождю, и автобусу ехать. Думаю, причина этому — недоверие жизни и судьбе.

Когда мы рождаемся на свет, вместе с первым подарком — собственно, нашей жизнью — согласно легенде, получаем мы от Фей Судьбы разные сопутствующие подарки. Мы не осознаем их в начале, верим в детстве, но сомневаемся взрослыми... они помогают в жизни. Все, что мы списываем на счастливые случаи и удачу — это они :)

Есть еще один подарок. Мы получаем его от той самой Феи, которую люди никогда не зовут на праздник. Потому что боятся. Она предрекает неизбежность — озвучивает нам перспективу веретена. Того, о которое рано или поздно уколемся, и жизнь закончится... на какое-то время. Но люди думают, что навсегда, вот и боятся. Но наше веретено неизбежно.

Смерть — это тоже подарок.

Я не о грустном. Я о будущем :)

Есть традиция: каждый год в День рождения родные и друзья дарят нам подарки. Классные, полезные, нужные в следующем году. Феи тоже не дремлют: каждый год - это Новый цикл, с началом и подведением итогов. Узнать подарки Судьбы и воспользоваться ими правильно — это большое искусство. Та Фея, которую боимся, тоже приходит. Каждый год мы переживаем — если повезет — несколько маленьких «смертей» и «возрождений». Спасибо Судьбе.

И есть еще один подарок. Возрождение неизбежно, потому что приходит прекрасный принц и будит спящую нашу душу. Понимайте как хотите :)

Сходили на новый фильм «Человек, который убил Дон Кихота». «Дон Кихот» Сервантеса — одно из самых любимых моих произведений, поэтому было очень интересно увидеть его современную интерпретацию. Конечно, я и не ожидал фильма, повторяющего книгу. Наверное, ни один режиссер не смог бы уложить обе ее части в такой формат. Важнее идеи, которые вдохновили сценариста и режиссера.

Когда я была маленькая, все было в новинку. Люди, явления, вкусы... Часто, получив от родителей какую-нибудь «вкусняшку», попробовав ее и найдя ее вкусной, я со всех ног неслась к друзьям: кто-то еще должен это попробовать, вдруг ему тоже будет вкусно! За это слыла я среди своих немного сумасшедшей. Я не понимала, как кому-то может быть в жизни скучно. В жизни, где каждый день открываешь новый вкус!

Вкус еды, но еще — «вкус» книг, фильмов, картин и музыки, лесов и полей, облаков, неба и звезд ...

Прошли годы. Я думаю, меняется многое с годами, но только не глубокая натура человека. То самое детское сумасшествие осталось со мной. Жизнь по-прежнему открывает множество новых «вкусов». Каждый день. И, ощутив новый вкус, какое-то маленькое открытие, я хочу разделить его с кем-нибудь. Кому-то еще может быть это вкусно. Кто-то еще должен узнать этот новый вкус.

Новый вкус, ощутившись, уже не дает покоя. Это сродни жажде: не успокоишься, пока не попьешь. «Раздели меня с кем-нибудь! Расскажи обо мне. Расскажи!» — твердит он, и я не могу не рассказать.

Вкусы бывают разные. Они не всегда подобны амброзии. Иногда у жизни горьковатый привкус... Но он приносит новый опыт. Он может пригодиться еще кому-нибудь.

А в целом жизнь — очень вкусная штука. И я по-прежнему не представляю, как кому-то в жизни может быть скучно :)

Иногда мне кажется, что я современный человек. У меня есть смартфон, я почти весь день сижу перед компьютером, оплачиваю коммунальные услуги автоплатежом через «Сбербанк-онлайн», небезразличен к криптовалюте, читал о причинах всех введенных санкций и о дыре в обшивке «Союза» на МКС, могу своими руками починить любой девайс от электрочайника до автомобиля и понимаю, что выборы и политика — это такая игра для взрослых.

Никто не знает точно, где родился бильярд. Одни говорят, что его родина — Китай, другие — Индия, а кто-то утверждает, что о нем знали еще в Древнем Египте. Сегодня существует множество видов этой игры, которая распространена по всему миру. Что же привлекает в ней людей помимо возможности хорошо провести время? Чему может научить бильярд с философской точки зрения?

Хочу поделиться с вами моим любимым кусочком прозы Веры Полозковой. Текст про смерть. А вернее, про бессмертие. Здесь много ярких образов. Вдруг вам пригодится.

Нет, не увидимся.

Нечем будет увидеться.

Только здесь, понимаешь, существуют эти пленительные частности: у книг разные обложки, у людей бесконечно несхожие разрезы глаз, снег — не то, что дождь, в Дели и в Москве одеваются неодинаково, крыса меньше собаки, шумеры вымерли раньше инков — только тут все это имеет значение, и кажется, будто — огромное; а там все равны, и всё одно, и всё — одно целое. Вечность — это не «так долго, что нельзя представить», это всегда одно и то же сейчас, не имеющее протяженности, привязки к точке пространства, невысчитываемое, невербализуемое; вы не найдете там друг друга специально для того, чтобы закончить разговор, начатый при жизни; потому что жизнь будет вся — как дневник за девятый класс: предметы, родительские подписи, домашние задания, рисуночки на полях, четвертные оценки — довольно мило, но вовсе не так смертельно важно, как казалось в девятом классе.

Вспомнившаяся вдруг старая добрая песня вызвала у меня новые размышления о любви.

Любовь — один из самых ярких лучей света, не покидавший людей даже в самые мрачные времена. В Средние века рыцарь-трубадур избирал предметом любви своей, отрадой своего сердца, ту даму, с которой не мог быть физически вместе. Он ставил ее на пьедестал своего сердца, посвящал ей стихи, песни и подвиги. Дама сия могла быть в жизни не так идеальна, но в глазах любящего она олицетворяла все добродетели мира. Так жил и любил легендарный Дон Кихот.

В этом нет ни капли неправды. Сила Любви, Мысли и Воли велика. И где-то там, за пределами земных чувств, она вызывает идеальный образ к действию.

Нам привычнее любить, когда мы близко друг к другу, смотрим друг на друга и держимся за руки. Нам привычнее «на ты». Но мне кажется, чем выше любовь, тем больше хочется «на Вы». Когда даже без соприкосновения тел и чувств мы, тем не менее, пребываем в любви. Помогая друг другу становиться лучшими, чем мы есть, без требований для себя, без желаний, которые угнетают порой, мы позволяем Любви владеть нами.

Есть в нашей жизни много загадок. Например, любовь. Даже чувством назвать сложно. Это как будто кто-то берет за руку и за сердце и ведет. В некоторых языках мира для обозначения любви есть много разных слов. Потому что разная она бывает. Нам, с нашим одним словом для обозначения любви, порой трудно объяснить, что чувствуем.

Любовь к любимому человеку и семье, к делу своему, к детям — это понятно всем. Но как рассказать о любви к тому, кто далеко? Нет, не на расстоянии — во времени... К тому, кто жил много столетий назад, но с кем чувствуешь удивительную близость души, согласие в главном, желание следовать за ним, продолжать его дело, невероятно близкое и тебе тоже. Как объяснить любовь к тем, кто придет вслед за тобой, через много лет? Кто подхватит и продолжит то, для чего живешь ты.

Эта любовь как будто на руках несет, дает силы, поднимает на крыльях. Она соединяет нас в Небесах. Мне кажется, это о ней говорил Плотин, о ней писал Джордано Бруно.

Она помогает в нашей трудной любви. В той, которую нужно внутренне нести на руках самим. Любовь к тем, кто сейчас рядом или хочется, чтобы был рядом. Это им хочется передать любимые идеи, с ними разделить то, чем живем. Это они, если позволит Судьба, подхватят и понесут дальше, передадут другим то, чем живем мы.

Это тоже очень сложно объяснить. Это просто живешь.