- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Европа середины XIX века. Помимо всех грандиозных событий в политической, экономической и тому подобной жизни что-то очень значительное происходит во внутренней жизни людей — менее заметное, но более важное, так как именно оно впоследствии определит судьбу Европы и всего мира. Как будто гигантский маховик истории пришел в движение внутри наших душ, начав новый свой поворот, разрушая то, что казалось незыблемым. Снова стали актуальными вечные вопросы о природе человека, о его месте и роли в мире, о предназначении. Тогда немногие это осознавали, в основном это были художники, поэты, писатели, философы. Их главная заслуга, наверное, не только в попытке ответить на эти вопросы, а в том, что они сформулировали эти вопросы для нас.
В первой половине XIX века датский философ Сёрен Кьеркегор пишет о кризисе человека, утратившего свои идеалы. Его идеи — зерна будущей экзистенциальной философии, один из основных вопросов которой — реальность человека, его положение и его перспективы в мире. Эти же вопросы волнуют Ибсена, которые он ставит в своих пьесах. Одной из постоянных его тем является конфликт между прошлым и настоящим. В «Кесаре и Галилеянине», «Бранде», «Пер Гюнте» Ибсен поднимается до глобальных исторических проблем — смерти старых идеалов и поиске новых, который приводит порой к крайностям. Мы прикоснемся только к одной из этих пьес — «Пер Гюнту», написанной в 1867 году, два года спустя после выхода «Бранда» (их герои полностью противоположны друг другу, как будто Ибсен исследовал различные способы реакции на кризис).
- Информация о материале
- Автор: Вопросы задавал Вадим Карелин
Возможности взять это интервью мы ждали все десять лет, в течение которых уже выходит наш журнал, но только в этом году мечта осуществилась. Как обычно, все произошло совершенно неожиданно. Он зашел в редакцию быстрой и уверенной походкой. На вид чуть меньше тридцати, подтянут, энергичен, улыбается. Плащ остался на вешалке, рукопожатие, обмен визитками... Последние сомнения отпали: да, это он, тот, кому и посвящен наш журнал — человек без границ.
- Информация о материале
- Автор: Делия Стейнберг Гусман
ВВЕДЕНИЕ
Майя — древнее восточное божество, воплощающее Иллюзию. Речь идет о завесе, за которой Природа скрывает суть всех вещей и явлений, чтобы мы, люди, не смогли слишком легко постичь ее скрытые законы. Красота Майи и ее многочисленные игры обманывают и искушают нас, помогая прожить те годы, что выпали нам на Земле.
Иллюзия играет с нашими чувствами. И мы участвуем в этой игре — более или менее отдавая себе в этом отчет. Строго говоря, иллюзия не есть нечто несуществующее, хотя мы ее таковой воспринимаем. Игры Иллюзии основываются на реальном и определенном, но преходящем. Это реальности, существующие не дольше мыльного пузыря... не дольше иллюзии. Однако мы в своем невежестве полагаем, что эти сиюминутные истины и есть настоящее.
- Информация о материале
- Автор: Антон Мусулин
Подлинная философия всегда мистична, это всегда восхождение к тайне, которая лежит в основе Вселенной и в основе человеческой жизни. Но философия — это не только теория, дискурс ради дискурса, умение ставить вопросы и искать ответы на них. В эпоху античности, как на Востоке, так и на Западе, философия охватывала всю духовную культуру, и ее целью было воздействовать на людей, помочь им совершить внутренний поворот, обогатить их не просто знанием каких-то вещей, а умением изменить коренным образом свою жизнь.
Слово «cофия» обозначает рассудительность, просвещенность, науку и искусство, мудрость и мастерство жизни, а слово «философия» — стремление овладеть этим мастерством.
- Информация о материале
- Автор: Юлия Морозова
Согласитесь, что вопрос «что значит быть Человеком?» звучит несколько необычно, ведь каждый из нас считает себя уже человеком и вряд ли сомневается в этом. Но, оказывается, философы считают этот вопрос абсолютно естественным и говорят о том, что человек — существо очень непостоянное, внутренне неустойчивое, и, родившись однажды биологически, он всю свою жизнь идет путем становления личности и поиска индивидуальности, чтобы родиться, состояться как Человек.
В XV веке один из итальянских гуманистов — Пико дела Мирандола — в своем произведении «Речь о достоинстве человека» написал такие слова: «Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и… сказал: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению…"». По мысли философа получается, что каждый из нас своей жизнью, своим образом жизни сам отвечает на вопрос «кто я?». А ведь порой мы об этом совсем не задумываемся и пеняем на сложные обстоятельства, на непреодолимые преграды, на выборы, которые кто-то за нас делает, и повторяем: «Жизнь заставила!»… Но в итоге получается, что, как ни крути, каждый из нас перерождается в то, что хочет, и становится тем, кем пожелает… Как же здесь найти ориентиры и понять, что зависит от нас, а что нет?
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Вы никогда не замечали? Время потихоньку «съедает» нас, и мы — осязаемые, реальные, теплые, живые — становимся лишь стершимися воспоминаниями и холодными камнями. И в то же время то, что мы называли иллюзиями и мечтами, упраздняет власть Времени и живет сотни лет в образах, идеях, архетипах — особой форме жизни, которой можем быть причастны и мы. Те, кому это удается, становятся книгами, картинами… Следами, которые выводят нас из-под власти Времени. Один из таких следов — роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» великого испанца Мигеля де Сервантеса Сааведры.
Таинство любви
Кто читал роман внимательно, не раз, наверное, задавал себе вопрос: о чем же он? О приключениях двух сумасшедших? А может, о волшебстве, или о любви, или об искусстве поэзии, или о науке странствующего рыцарства? «Дон Кихот» подобен энциклопедии, он поражает множеством глубоких и интересных рассуждений о военном искусстве и политике, о поэзии и драматургии, о литературе, и более всего — о любви в огромном множестве ее обличий. О любви прежде всего.
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
В марте 2015 г. волгоградский городской портал «ВсеХорошо» и культурный центр «Новый Акрополь» в Волгограде провели конкурс на лучшее эссе на тему «Зачем философия современному человеку». Семеро победителей конкурса были награждены призами. Наш журнал счел важным поделиться на своих страницах размышлениями участников конкурса о нужности философии в современном мире.
- Информация о материале
- Автор: Делия Стейнберг Гусман
Средства массовой информации заставляют нас привыкать к страшным картинам лишений, которые испытывают многие люди. Голод похож на ужасные когти, что терзают подчас сильнее самых жестоких болезней. Увы, и от голода, и от смертельных заболеваний быстродействующего и практичного средства найти пока не удалось.
Однако мы полагаем, что дело зашло гораздо дальше, что от голода страдают уже не только физические тела, но он постепенно разрушает все человечество. Поэтому давайте попробуем определить, в каких именно сферах жизни нищета, нужда, лишения проявляются с особой силой.
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Если бы я любил загадки, я бы начал с вопроса: что происходит тысячу раз на дню, но мы этого не замечаем? Или: что мы делаем, даже если не делаем?
Но я начну с почти хрестоматийной истории. Был весенний солнечный день, но меня он не радовал. Мне было двадцать пять, и я не знал, куда мне идти: заниматься ли психологией, о чем я мечтал уже много лет и, будучи студентом II курса психфака, уже начал эту мечту реализовывать, либо философией, где все было слишком ново и необычно. Моя душа, а точнее, голова разрывалась «на тысячу маленьких медвежат», мысль билась, пытаясь выбраться из полного тупика… Проблема была в том, что опереться в этом выборе мне было не на что, ни мудрые советы мудрых, ни добрые пожелания добрых не смогли мне помочь. Я сидел на скамейке под большим старым ясенем и, не зная, как разрешить это огромное внутреннее напряжение, загадал особый знак судьбы. Ведь хорошо, когда есть знак судьбы… Но тянулись минуты, а его не было и не было. И вот тогда-то я вдруг понял, что вопрос не в советах и не в знаках, а в том, что я чувствую внутри. Выбор в том, чтобы решиться поверить самому себе, своему внутреннему голосу, сердцу, интуиции — называйте как хотите — без опытных подтверждений и рациональных обоснований. Они будут, но будут потом, когда станут не нужны, как мне стал не нужен загаданный мною знак, пришедший сразу же после моего решения. Вот как-то так и началось мое большое философское путешествие...
Наверное, все настоящие путешествия и приключения начинаются с того, что человек решается на них. С выбора. Гамлет мучается своим знаменитым вопросом, Фауст решается заключить пари с Мефистофелем, Фродо — отправиться с кольцом...
- Информация о материале
- Автор: Хорхе Анхель Ливрага
Начиная разговор о свободе и пропаганде, нам нужно прежде всего хоть сколько-нибудь ясно определить, что мы понимаем под тем и другим. Начнем с первого – со свободы. Мы не сможем дать ей исчерпывающее и сжатое определение, это сразу понятно. Но предположим, что мы хотим изобразить свободу в художественной форме. Тогда, возможно, мы воспользуемся образом разорванных цепей или человека, пробивающегося через преграды, — одним словом, выберем образ, который имеет отношение к окружающему миру. Свободу нельзя определить как какую-то сущность, обычно она связывается с противостоянием, с противопоставлением окружающего мира и «я», которое хочет выразить себя. Давайте вспомним, что о свободе думали люди в древности.
Во-первых, определений свободы существует почти столько же, сколько мыслителей и философов, и то, что для одних — свобода, для других иногда таковым не является. Этим объясняется такое разнообразие идей и толкований свободы. На Древнем Востоке свободу всегда представляли как нечто обусловленное: человек постоянно ищет свободы, или освобождения (говоря о восточной философии, мы обычно используем такой перевод), и этот поиск всегда обусловлен окружающим миром. Но рождается он из самой глубины человеческого существа, из самого его духовного корня; из глубины человека рождается потребность в свободе, в выражении себя, рождается необходимость быть.