Дворец тысячелетий, или Дары разрушения
- Информация о материале
- Автор: Светлана Обухова
Среди множества событий 2000 года, связанных со сменой тысячелетий — запланированных и случайных, смешных и трагических, грандиозных и скромных, — было одно, которое не получило большой огласки.
Редкие посетители Музея современного искусства, привлеченные странной афишкой «Дворец тысячелетий, или Дары Разрушения», войдя в один из залов, оказывались... в тибетском монастыре. Горящие на алтаре свечи, изображения Будды на стенах, ритуальные колокольчики, необычное гортанное пение, похожее на рычание тигра, запах сандалового дерева... И среди всего этого четверо монахов, выкладывающие из разноцветного речного песка, освященного самим Далай-ламой, хрупкое чудо — мандалу Ченрезига...
Меч
- Информация о материале
- Автор: Илья Молоствов
Она за все, что есть святого,
Велит сражаться до конца,
Велит сжимать в руке суровый
Меч рыцаря, к боям готовый,
И арфу звучную певца.
В. Гюго
Нет мальчишки, который в детстве не играл бы с мечом, не представлял бы себя рыцарем, отважным героем, защищающим Прекрасную Даму, не боролся бы с драконом, не побеждал бы в битвах. Мальчишки вырастают, превращаются во взрослых мужчин, которые гораздо чаще думают о том, как заработать больше денег, чем о драконах и рыцарях. Но все равно где-то в глубине души живут мечты о подвигах и победах, а при виде средневекового меча сжимается сердце. Почему?.. Что-то есть в этом предмете, что делает его больше чем просто оружием.
Когда на Руси жить хорошо? Циклы русской истории
- Информация о материале
- Автор: Ольга Наумова
Иногда при виде того, что происходит вокруг, охватывает отчаяние. За что? — горестно вопрошаем мы самих себя. — Неужели нельзя было родиться в какое-то более приличное время? Да были ли они когда-нибудь в русской истории — «приличные», спокойные, благополучные времена? И что прикажете делать нам, живущим сегодня?
Александр Пухов: путь к себе лучшему
- Информация о материале
- Автор: Лидия Панфилова
Всем нам, даже самым консервативным, свойственно стремление к переменам. Профессия Александра Пухова как никакая другая отвечает этой вечной потребности человека в новизне. Александр Григорьевич — заведующий Центром реконструктивной пластической хирургии Челябинской областной клинической больницы. Проще говоря, пластический хирург. А кроме того, кандидат медицинских наук, академик четырех академий, автор многочисленных научных трудов, создатель собственной школы пластической хирургии.
Под занавес 2000 года Александр Пухов стал лауреатом первой российской национальной премии «Призвание» (ее презентация состоялась в гостинице «Редиссон-Славянская») за уникальную операцию — пришивание подростку рук, оторванных при несчастном случае. В 1999 году Пухов открыл отделение реконструктивной пластической хирургии на базе Волынской клинической больницы № 1 в Москве и теперь ведет прием и консультации не только на Урале, но и в столице.
Театральная Москва
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Чамова
В Кремле есть один дворец, которому недавно исполнилось 650 лет. Дворец этот не поражает величественными формами, но судьба у него было особенной — он стоял для радости. Его так и называли Потешным. И дворец и название сохранились до нашего времени, а дорог он нам тем, что был в нем первый на Руси театр.
Еще при царе Михаиле Федоровиче скоморохи представляли здесь «смехотворную хитрость» — небольшие театральные пьесы и кукольные комедии собственного сочинения. Скоморохи закрывались кругом холстом, а над их головами куклы выделывали разные фарсы. Комедиантов, с которыми Москва смеялась и плакала на площадях и базарах, царь пригласил в Потешный дворец.
Города под водой
- Информация о материале
- Автор: Светлана Обухова
Наш собеседник — человек удивительной профессии. Знакомьтесь: подводный археолог АЛЕКСАНДР БЕЛОВ, сотрудник Центра египтологических исследований РАН
Начало XX столетия стало «золотым веком» в истории археологии: мир потрясали открытия одно грандиознее другого. Троя, гробница Тутанхамона, погребальные комплексы Китая, Кносский дворец, пирамиды американских индейцев — благодаря искателям-энтузиастам древняя история Земли оживала буквально на глазах. К концу века шум вокруг археологических исследований заметно поутих. Что же, все уже найдено? Оказывается, нет — на рубеже веков сенсации в области археологии все так же часты. Просто, наверное, нас все труднее становится удивить.
Есть у современной археологии и другие особенности. Например, сокровища свои ученые достают сегодня не только из-под земли, но и со дна моря. Совсем недавно, в июне 2000 года, глава Европейского института подводной археологии Франк Годдио официально объявил об открытии. На дне залива Абукир в Египте, в нескольких километрах от Александрии, обнаружены два древних города!
Отправляясь на встречу с подводным археологом Александром Беловым — единственным российским специалистом, участвовавшим в работах в заливе Абукир, — мы рисовали себе картину в высшей степени романтическую. Представляете: плывешь под водой в ластах и с аквалангом, мимо проносятся стайки пестрых рыбок, крабы по дну разгуливают, кораллы, медузы — красота! И вдруг попадаешь в бог знает когда ушедшее под воду святилище или нос к носу сталкиваешься со сфинксом...
Тайна золотой пекторали
- Информация о материале
- Автор: Сергей Иванов
Гробница Тутанхамона, найденная Говардом Картером в 1922 году, по праву считается одним из величайших археологических открытий. В ходе раскопок тысячи вещей, сопровождавших царя в ином мире, вновь увидели солнечный свет – чтобы рассказать потомкам о своем владельце и о той эпохе, в которую он жил.
Сокровища Тутанхамона – и, прежде всего, многочисленные золотые украшения — сделали его одним из самых известных египетских правителей. Однако обилие драгоценных материалов и совершенство ювелирных техник зачастую отвлекают нас от самого главного – от того замысла, который воплощали в украшениях древние мастера. Ведь в каждой из пекторалей (нагрудных украшений), браслетов или ожерелий Тутанхамона нет ни одного лишнего элемента. Все они состоят из множества символов-слов, которые соединяются в рассказ о фараоне и его предназначении.
Так, в знаменитой пекторали со скарабеем зашифровано имя Тутанхамона – Небхепрура, «Владыка превращений солнца». Это тронное имя, дававшееся царю при восшествии на престол и отражавшее основную идею его правления. Полукруглая корзинка под задними лапками священного жука – это иероглиф неб, «владыка». Скарабей с тремя вертикальными черточками читался как хепру, «превращения», а солнечный диск над головой жука передавал слово ра, «солнце».