Русский шпиль европейского фортепианного концерта
- Информация о материале
- Автор: Борис Гнилов
Перемещение культурных идей в Россию с Запада и обратно нередко напоминает движение асимметричного маятника. То, что приходит к нам оттуда, порой не до конца оформившееся, медленно, очень по-русски, в духе гоголевского «долго запрягаем», принимается и приспосабливается к «местным условиям». И потом повторно рождается, уже исконно русским, а грандиозный масштаб этого «рождения заново» оттесняет куда-то в тень иноземных подателей духовного импульса. После этапа «медленно запрягаем» следует переход опять-таки к гоголевскому «быстро погоняем», сопровождающемуся перехватом Россией культурного лидерства. И уже, наоборот, созданное усилиями западного духа отливает отраженным светом, источник которого — культурный маяк, расположенный в России.
Вацлав Дворжецкий. Искусством - побеждать!
- Информация о материале
- Автор: Мария Пионтковская
Благодарю Судьбу за Встречу...
Несколько лет назад я работала в РАМТе, и там мне посчастливилось узнать замечательную семью Дворжецких — Женю, Нину, Риву Яковлевну Левите, а через них — Вацлава Яновича и Владика. Актерская династия. Отец и два сына — разные, непохожие, яркие, сильные, неординарные, выделяющиеся и объединенные стремлением беспрекословно служить Искусству, верностью своим идеалам и принципам, своему делу, непрерывным творческим поиском — поиском совершенства во всем: и в профессии, и в любом проявлении жизни.
Вся жизнь старшего Дворжецкого — пример торжества духа и колоссальной борьбы за право оставаться человеком в любых обстоятельствах.
Закон, правда, истина
- Информация о материале
- Автор: Наталья Жданова
Русское законъ происходит от корня конъ, означающего одновременно и «начало», и «конец» (этому не стоит удивляться: многие корни древних языков объединяют в себе противоположные понятия). То есть закон — это некий предел, ограничивающий пространство между началом и концом. Зримое воплощение такого предела наиболее близко к кругу с точкой в центре — индийскому символу Дхармана, закона существования Вселенной. По этому принципу в древности строились все поселения — это были укрепленные, огороженные и освященные пространства с четко обозначенным центром, где вбивался кол или столб. Они назывались «миром», «своим», освоенным пространством.
Значит, закон — это и точка отсчета, стержень, ось, вокруг которой вращается жизнь, и граница, преступив которую человек оказывался в «чужом» пространстве, в иной, враждебной сфере.
Жизнь в зеркале танца
- Информация о материале
- Автор: Оксана Гришина
Почему люди танцуют? Вопрос настолько хрестоматийный, что хочется ответить, перефразируя Катерину из «Грозы»: «Потому что не летают, как птицы». Но оказывается, вопрос этот далеко не праздный, если время действия — конец 70-х — начало 80-х годов прошлого века, место действия — засекреченный храм науки, где ускорители под парами ждут не дождутся своих студентов, а танцы — бальные, что во многих чиновничьих кабинетах даже в те годы еще звучало эхом прошлого как «пагубное влияние загнивающего Запада».
«Уже третий десяток разменяли, а всё танцуют!» Эту фразу услышали от своей однокурсницы 20-летние студентки МИФИ в ответ на восхищенные рассказы о занятиях в Экспериментальной студии танца, ЭСТА МИФИ. Делать что ли нечего? Ведь сессия, как в студенческой загадке, «на носу висит и хвостами болтает». Да и кто же это решился обучать будущих физиков двигаться красиво в такт музыке — разве это реально?
Но удивительным образом распрямлялись души и тела физиков, посягнувших на лирику. Из согнутых нелегкой учебой и комплексами новичков получался «Человек прямоходящий». В эстовских кругах даже рассказывали, что одного аспиранта, после того как он занялся танцами, знакомые при встрече в коридорах МИФИ стали спрашивать: «Ты что, защитился?»
От человека разумного к человеку воспитанному. Интервью с Борисом Стругацким
- Информация о материале
- Автор: Юлия Люц
•Когда читаешь о детях индиго, вспоминаешь сюжет вашей книги «Гадкие лебеди» — те же нестандартные дети, то же неприятие, растерянность или равнодушие в обществе, тот же вопрос: «А не Будущее ли стучится к нам в дверь?» Что же такое «Гадкие лебеди» — пророчество Стругацких или попытка описать идеальную модель эволюции человечества?
Никаких «пророчеств», никаких «моделей эволюции». «Гадкие лебеди», действительно, задумывались как история возникновения «хомо супер» внутри нашей цивилизации, но в процессе работы сюжет сильно трансформировался, и получилась совсем другая история — о том, как люди будущего, исковерканные нашим настоящим, вторгаются в свое прошлое, чтобы это прошлое изменить. Так что проблема эволюции человечества здесь вроде бы ни при чем — наши мокрецы не есть следующая ступень хомо сапиенс, это просто наши сравнительно недалекие потомки, освоившие, правда, путешествия по времени. «Будущее запускает свои щупальца в настоящее» — это основной замысел повести. А странные дети как раз и есть «реализация» этих щупалец. Простой и незамысловатый символ: дети — наше будущее. Так ведь оно на самом деле и есть.
Неправильная молитва
- Информация о материале
- Автор: vvkarelin
Миссионер, странствуя по морю на корабле, обнаружил на одном пустынном острове трех отшельников.
— Как вы молитесь? Какие молитвы знаете? — спросил он их, сойдя на берег.
— Да мы, отче, совсем неграмотные, — ответили старцы. — Церковных молитв не знаем. А молимся Святой Троице так: «Трое вас, трое нас, помилуй нас».
— Неправильная ваша молитва, — возразил миссионер и стал учить их читать «Отче наш».
Выучил и дальше поплыл. Далеко отплыл, уже берега не было видно. Вдруг видит: бегут по воде за кораблем трое старцев, руками машут, остановиться просят. Поравнялись они с кораблем, подняли головы и заговорили в один голос:
— Прости, отче, забыли твое ученье! Ничего не помним, научи нас опять.
Посмотрел миссионер на них с изумлением и сказал:
— Не мне вас учить — молитесь как знаете. Доходит до Бога ваша молитва!
Есть или не есть? Размышления о генной инженерии
- Информация о материале
- Автор: Наталья Аднорал
О генной инженерии говорят сегодня все. Одни связывают с ней надежду на избавление человечества от страданий. Другие считают реальной опасностью, ведущей мир к нравственной и экологической катастрофе. На чьей стороне правда?
Основа генной инженерии — теория гена. Ген — единица наследственной информации, участок ДНК, кодирующий структуру определенного белка, вносящего свой вклад в формирование конкретного свойства живого организма. Цель генной инженерии — изменение свойств этого организма. Метод — введение новых генов, полученных либо от других организмов, либо искусственным путем. Результат — генетически модифицированный, или трансгенный, организм. Результат считается успешным, если свойства организма изменились именно так, как было задумано. И неудачным — если изменились, но не так («сделать хотел грозуѕ») или не изменились вовсе. Являются ли эти метод, цель и результат принципиально новыми для эволюции природы? И да и нет. Нет, поскольку обмен генами один из основных механизмов эволюции живых существ. Да, поскольку то, что всегда делала природа, теперь пытается сделать человек.