Древнейшее искусство: утраченное и возвращенное
- Информация о материале
- Автор: Екатерина Дэвлет
История знакомства людей с ранними формами искусства — это история сомнений, удивительных открытий, это рассказ о способности по-новому взглянуть на эстетический потенциал и художественные навыки наших далеких предков, об умении поставить технику на службу не только технологическому прогрессу, но и делу познания прошлого человечества.
Практика нанесения изображений на скалы существует по крайней мере 30 тыс. лет, хотя приводятся данные (пока еще недостаточно аргументированные), что она значительно древнее — до 60 тыс. лет. От Урала до южной оконечности Иберийского полуострова насчитывается около трехсот пещер, скрывающих в своих глубинах изображения, которые относятся к древнему каменному веку, или палеолиту, — огромной по продолжительности эпохе (от 2 и более млн. до 11 тыс. лет назад). Ее изучение является, возможно, наиболее романтичным разделом археологии, позволяющим соприкоснуться с детством человечества, проследить его взросление, а самая большая загадка кроется в ответе на вопрос «почему первые образцы искусства отнюдь не являются робкими и неумелыми попытками, а имеют совершенные формы?».
Правда о потерянном времени
- Информация о материале
- Автор: Юлия Люц
«7.00. Будильник в это утро звонил особенно противно, как будто предвещая несчастье.
7.10. Как назло в ванной перегорела лампочка, вставлять ее уже не было времени, поэтому умывался в темноте, даже не пытаясь бриться.
7.20. Яичница, как и всегда, подгорела. До чего же я не люблю торопиться, все начинает валиться из рук и не получаться.
7.30. Засунувшись в неотглаженную рубашку и брюки, которые давно уже пора отдать в химчистку, я все-таки вышел из дома.
7.35. Лифт застрял. Я так и знал. День не задался с самого начала. Теперь я уже ничего не успею...»
Ну что, узнаёте? Если не вдаваться в детали — как это похоже на наше утро, когда, недовольные тем, что приходиться вставать и куда-то торопиться, мы двигаемся по квартире. Что-то роняем, теряем, нервничаем и чувствуем, как все больше и больше начинаем опаздывать. Куда? На работу, учебу, да и просто в жизнь. Разве можно опоздать в жизнь? — спросите вы. Конечно. Как чуть не опоздали герои знаменитой «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца. Ты начинаешь чувствовать, что время неотвратимо уходит, убегает, а ты не можешь его удержать. И чем больше хочешь это сделать, тем быстрее оно ускользает.
У древних римлян в каждом доме была мраморная плита, на которой было начертано: «Время бежит», — не для того ли, чтобы напоминать о быстротечности жизни, о том, что ее надо чем-то наполнить?
Любечский замок
- Информация о материале
- Автор: Надежда Юсакова
Любеч — один из древнейших русских городов. Он упомянут летописью под 882 годом — тогда он был покорен князем Олегом Вещим. На этом месте еще в первые века нашей эры существовало славянское поселение. И в XI веке именно здесь, на холме на левом берегу Днепра, черниговский князь Владимир Мономах строит свой замок. Этот холм до сих пор называется Замковой горой.
Понятию «замок» в языке русских летописей Х–XIV вв. соответствовали слова «град» и «двор». Многие замки Х–XI вв. еще на протяжении существования Киевской Руси превращались в города или городки, становясь их детинцами (позднее они назывались «кром» или «кремль») и обрастая посадом и новыми укреплениями.
Вся Поднебесная - одна антикварная вещь
- Информация о материале
- Автор: Анна Сейфулина
В мире бесчисленное множество вещей,
и у каждой своя истина...
Ли Кайсянь, ХVI в.
В Китае всегда почиталась неразгаданно-возвышенная древность. Ее лучшим символом были вещи. Они — вестники всегда другой жизни. Каждая из них индивидуальна, неповторима в своем безмолвии, всегда обладает эстетической ценностью и имеет безошибочно узнаваемый внутренний образ. В средние века интерес образованных людей (образованный человек — это и поэт, и музыкант, и живописец, и философ) к вещам, к их значению для «изящного быта», к их эстетическим и практическим достоинствам приобрел особый смысл.
Нештатная ситуация
- Информация о материале
- Автор: Елена Белега
Когда она поступала в медицинский, с ней разговаривали как с умалишенной: мол, девочка, все пройдет, какой из женщины травматолог! Сейчас Елена Алексеевна Литвина — заведующая отделением сочетанной травмы Первой Градской.
Когда попадаешь в 10 травматологическое отделение Первой Градской, первое, что удивляет, это чистота и приветливость людей в белых халатах и голубых костюмах. И слова благодарности. Они раздаются прямо в лифте, если кто-нибудь из врачей поднимается в отделение вместе с родственниками пациентов.
Играющие со стихией. Из жизни вороновых
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Степанова
Вороны, галки, вороны, грачи... Ну что в них интересного? Они живут в городе рядом с нами и настолько привычны, что почти незаметны.
Но вот маленькая зарисовка К. Лоренца о поведении галок. Осенний пасмурный день, буря, раскачивающиеся деревья... Внезапно «дюжина черных обтекаемых снарядов пересекает небо и стремительно падает на верхушки елей, но вдруг расправляет крылья, становится птицами и сразу же превращается в легкие комочки перьев, которые подхватываются ураганом и уносятся прочь еще быстрее, чем появились перед глазами... Это игра? Несомненно, притом в самом буквальном смысле этого слова: птицы получали удовольствие от своих тренированных движений, которые явно служили самоцелью.
Все ли в мире относительно?
- Информация о материале
- Автор: Алексей Чуличков
Мне вспоминается старый анекдот о человеке, ползающем ночью под фонарем в поисках потерянного кошелька, и на вопрос о том, где он его обронил, машущего рукой в темноту. Cмех вызывает объяснение потерпевшего: «Я ищу его здесь потому, что здесь светлее!»
Несмотря на такое многократно осмеянное поведение мы по-прежнему очень редко осмеливаемся искать там, где темно, хотя и очевидно, что «на свету» нужного нам нет. Шагнуть в темноту из освещенного круга понятных идей осмеливается не каждый, но без этого не будет никаких открытий...