В хороводе Муз
- Информация о материале
- Автор: Анна Юдина
Музы, молю — из толпы многогрешного рода людского
Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу.
Из античного гимна
Испокон веков с приходом музы связывались самые прекрасные и самые светлые моменты в жизни — моменты озарения и вдохновения, появления чего-то нового, встречи с мечтой. Почему говорят, что встреча с музой может полностью изменить жизнь? Почему древние поэты и сказители, начиная исполнять свои песни, обращались к музам с просьбой о благословении? Почему древние греки, провожая друзей в дальнюю дорогу или благословляя их на какое-то великое дело и новый шаг, часто говорили: «Иди, и да пребудут с тобой музы!»? И в центре Афин, в Акрополе, всегда существовал храм, посвященный музам, — Мусейон. А первый известный нам историк Геродот называл свои труды именами муз (Клио, Эвтерпа, Каллиопа, Талия) и посвящал им свои документальные записи. Почему поэты эпохи Возрождения давали музам обет верности и служения, а художники XVII, XVIII и XIX веков часто изображали себя рядом с музой? Почему и сейчас мы часто слышим: «если будет вдохновение», «если придет муза»? Кто же они такие, таинственные и прекрасные незнакомки, девять сестер, одетые в белоснежные одежды? Только ли ушедший в далекое прошлое красивый миф?
Царскосельский Лицей: право на индивидуальность
- Информация о материале
- Автор: Дмитрий Зубов
Когда несколько лет назад скромные прежде «институты» стали величать себя «Академиями» и «Университетами», а вместо привычных «школ» кругом выросли «гимназии» и «лицеи», показалось, что еще немного, и Россия будет осчастливлена появлением новых пушкиных, дельвигов, ломоносовых... Но время идет, а чуда так и не происходит — похоже, дело все же не в названиях и не в количестве нулей в счетах за обучение. А в чем?
Однажды русская педагогика попыталась ответить на этот вопрос — и сегодня, спустя 190 лет, это по-прежнему самый яркий из ответов...
Нечеловеческое искусство?
- Информация о материале
- Автор: Петр Куценков
Вопрос о происхождении искусства неожиданно привел нас к проблеме происхождения человека. Об этом размышляет гость нашего журнала, сотрудник Института востоковедения РАН.
Cчитается, что первые памятники искусства — это петроглифы, наскальная живопись и скульптура верхнего палеолита, датируемые временем от 40 до 10 тыс. лет назад. При этом общие закономерности эволюции искусства родового общества можно считать твердо установленными. В целом, оно развивается от натурализма к условности, причем наиболее условные образы возникают в позднем родовом обществе, находящемся на грани государствообразования. Потрясающий натурализм многих палеолитических изображений, резко контрастирующий с условностью искусства мезолита, неолита и эпохи металла, не оставляет ни малейших сомнений в том, что это — настоящее искусство. Но только на первый взгляд...
Сегодня я увидела дитя...
- Информация о материале
- Автор: Делия Стейнберг Гусман
Этот необыкновенный ребенок только что родился, и весь его облик был озарен сиянием и благодатью.
Как и над всеми младенцами, над ним заботливо склонилась Мать, чистейшее воплощение молодости и невинности. Любовь и преданность были в ее жестах и в ее взоре, и бесхитростность существа, которое почитает божественные приказы гораздо больше любых вопросов и рассуждений. Из матери она стала Богоматерью, потому что предчувствовала свою судьбу, потому что обратила свою веру во благо будущего человечества.
Как и на всех детей, на него с нежностью и удовлетворением взирал его Отец. Этот плотник, большой мастер своего дела, теперь обрел Сына, о котором не мог и мечтать, словно дар Небес, оставленный его попечению.
Куда улетели дирижабли?
- Информация о материале
- Автор: Максим Булле
Огромные, величественные, загадочные. Еше совсем недавно они царили в небе. А сегодня...
При слове «дирижабль», «цеппелин» в воображении возникает этакий монстр длиной метров 200–300, летящий почти бесшумно, используя попутный ветер. Эрудированные люди скажут, что дирижабли использовались только до Второй мировой войны. Сейчас они не эксплуатируются так активно, как в то время. Все ли так? Попробуем разобраться.
Память священна. К 60-летию победы под Москвой
- Информация о материале
- Автор: Максим Козырев
Считается, что с момента основания Москвы на нее было совершено семь походов. Ни один из них не увенчался успехом. Даже в 1812 году, когда войска Наполеона смогли все-таки войти в столицу, долго они там не удержались — их ждал пожар, а затем холодное и голодное отступление. А в 1941 году под Москвой был развеян миф о непобедимости фашистской армии.
Но мы до сих пор не знаем имен тех, кто смог это сделать.
5–6 декабря 1941 года впервые после начала Второй мировой войны советские войска начали крупномасштабное контрнаступление на Западном, Калининском и Юго-Западном фронтах...
Из учебника истории
«Удивление природы» — Воробьевы горы
- Информация о материале
- Автор: Ольга Никишина
Облака — вокруг,
Купола — вокруг,
Надо всей Москвой —
Сколько хватит рук!
Воробьевы горы — самое высокое место в Москве. Пожалуй, только отсюда можно охватить взглядом весь город. Место это всегда притягивало людей. В древности здесь было языческое святилище финно-угорских и балтских народов. Позже, когда уже появилась Москва, это была одна из «поклонных гор» при подъезде к городу.