Как много нужно сегодня, чтобы дать ребёнку путёвку в жизнь: хорошее образование, финансовые возможности, здоровый образ жизни, приличный круг общения… Но даже и это далеко не всегда становится залогом счастливой судьбы для растущего человека. Вера Дробинская в Астрахани в одиночку воспитывает восьмерых приёмных детей, все они инвалиды. Её большая семья лишена многих из перечисленных возможностей, но, по-моему, она — одна из самых счастливых.

Интервью с директором издательства «Ломоносовъ» Анатолием Секериным

• Анатолий, почему в кризисное время вы решили открыть издательство, которое делает не массовую литературу, не ширпотреб? Зачем вам это понадобилось?

Пять лет назад в Питере ваш покорный слуга в очередной раз побывал на родительском собрании и понял, что так больше жить нельзя.

• Что же вы там увидели?

Я, как познающий родитель, всегда пытался понять, как нужно преподносить информацию, чтобы ею «раскрывать» ребёнка. И вот, в очередной раз побывав в школе, я понял, что это — очень жёсткая матрица. Причём детей в ней не раскрывают — их зажимают. На все мои предложения как бизнес-консультанта, очень мягкие предложения: «Давайте найдём фондирование, сделаем не просто класс по информатике, где дети учатся ликбезу, а интерактивный класс; давайте кабинеты раскрасим, чтобы визуализация была, давайте ещё что-то попробуем», — звучало жёсткое: «Нет».

Она была обычным человеком и не верила в сверхъестественное. Но однажды жизнь заставила обратиться к бабушке-гадалке. «Милая, это не ты ко мне, это я к тебе должна ходить», — сказала та. Так Светлана узнала, что обладает способностями к ясновидению, и начала практиковать. Мы благодарны Светлане за возможность «заглянуть за кулисы» её необычной профессии и по её просьбе не называем её фамилию и не публикуем фотографию.

• Светлана, каждый ли человек может научиться гадать и предсказывать будущее?

Если бы каждый мог предвидеть будущее, то не было бы магов, ясновидящих, шаманов. Можно научиться управлять своим телом, энергией, но предвидеть будущее могут только люди с сильно развитым даром ясновидения. Если человек гениален в области науки, нас это не удивляет. С ясновидением то же самое, просто кто-то делает открытие, а кто-то видит будущее. Это навыки не приобретенные, а заложенные в человеке, накопленные поколениями предков. Но не надо путать ясновидение с интуицией и предчувствием. Предчувствие основано на нашем опыте и знаниях, и в нужный момент наше подсознание подсказывает, что может произойти в ближайший период времени.

Кабинеты, оснащённые проекционным оборудованием, диалог с родителями на сайте школы, электронные дневники учащихся, должность омбудсмена — чего только нет в этой школе, кстати, одной из лучших в стране!

Но директор Центра образования «Царицыно» № 548 (так правильно называется это учебное заведение) Ефим Лазаревич Рачевский на достигнутом не останавливается. Он не только хорошо знает потребности педагогов и учеников своей школы, но чувствует время, в которое мы живём. О непростой профессии школьного учителя, о переменах в современной школе и проблемах образования в наш технократический век мы и поговорили с Ефимом Лазаревичем в начале 2010 года, объявленного в нашей стране Годом учителя.

Виктор Пылявский — автор трех больших фотовыставок на центральной площади Самары. Что тут особенного? А то, что эти выставки — подарок. Жителям города и его гостям. Они совершенно бесплатные и адресованы всем без исключения — от богатых и успешных до «отвергнутых». Улицы и площади тем и хороши, что снимают любые ограничения: здесь все равны.

А еще фотографии Виктора особенные потому, что почти все они сняты с высоты птичьего полета, так как уже много лет он не просто занимается парапланеризмом, а почти живет в небе. А тот, кто однажды увидел мир сверху, вряд ли остался прежним.

Первая фотовыставка открылась в 2005 году. «Самара. Взгляд из-под облаков». Больше ста фотографий старинных церквей. Рядом с каждой фотографией — рассказ о создании церкви или о ее разрушении…

Интервью с режиссером Борисом Хлебниковым

• Борис, традиционный для начала знакомства вопрос: как вы связали свою жизнь с кинематографом?

В кино я попал случайно. Все школьные годы я собирался быть биологом, даже поступил на биофак пединститута и отучился там полгода. А параллельно стал ходить в Музей кино, который организовал Наум Ихильевич Клейман, и вдруг понял, что меня интересуют два дела: кино и биология. Но потом кино взяло верх, а биология осталась далеко позади. Врать себе я совершенно не хотел, поэтому сразу ушел из института. Пришел во ВГИК, увидел там несколько факультетов и, конечно, захотел по пасть на режиссерский. Но мне было 20 лет, и кино для меня было мечтой заоблачной и пугающей. Режиссерского факультета я просто испугался и пошел на самый «позорный» — киноведческий, где готовили историков кино. Но у этого факультета были свои плюсы. Во-первых, очень маленький конкурс, во-вторых, туда поступали одни девочки и для мальчиков конкурс вообще сводился к нулю: как и в любом вузе, мальчиков там были рады видеть. Я поступил, учился и параллельно снимал какие-то короткометражные фильмы.

Из интервью с В. С. Непомнящим

В. С. Непомнящий — доктор филологических наук, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, председатель Пушкинской комиссии, зав. группой изучения творчества А. С. Пушкина Отдела русской классической литературы ИМЛИ РАН. Валентин Семенович — автор многих книг, публикаций в прессе, циклов телепередач.

Интервью с профессором МГУ В. М. Тихомировым

Ученики Андрея Николаевича Колмогорова вспоминают своего учителя только в превосходных степенях. Да и список учеников впечатляет, многие из них стали крупными учеными в разных областях науки: В. И. Арнольд, И. М. Гельфанд, М. Д. Миллионщиков, Ю. В. Прохоров, А. М. Обухов... Сегодня у нас в гостях профессор МГУ им. Ломоносова Владимир Михайлович Тихомиров, один из учеников великого математика и крупнейшего российского ученого.

В гостях у нашего журнала Ирина Дмитриевна Прохорова, главный редактор журнала и издательского дома «Новое литературное обозрение», соучредитель благотворительного Фонда Михаила Прохорова.

• Ирина Дмитриевна, расскажите, пожалуйста, для чего создавался фонд, каковы его цели?

Официальное название фонда — «Фонд культурных инициатив». Он создан для поддержки культуры в регионах России, и главная его задача — делать не просто больше программ (этих поддержать, тех, других, и все отлично), а больше хороших программ. А для этого нужно понимать специфику существования  людей на территории. Поэтому, прежде чем начать работу с конкретным городом, регионом, мы его изучаем: привлекаем статистические данные, специалистов, которые рассказывают нам об истории края, о ситуации в нем, о приоритетах самих жителей, их потребностях. И исходя из всего этого, мы пытаемся разработать те программы, которые хорошо легли бы на особенности региона.

В Норильске, например, мы уже пятый год проводим театральный фестиваль. Это не красивый фантик, это — жизненная потребность для норильчан, потому что в городе театры не гастролировали больше 10 лет. И люди были обречены ходить в свой замечательный, но единственный театр. Второй крупной акцией, инициированной нашим фондом, стал Фестиваль современного искусства «Таймырский кактус», который в этом году тоже проходит в пятый раз.

День, когда мы ехали на эту встречу, был самый обычный, разве что небо над нами висело серое, непроницаемое, с низкими облаками. Пущино, спутник Москвы, город с академическими институтами и крупнейшей в России радиоастрономической обсерваторией, жил обычной жизнью. Вход на территорию обсерватории охраняла большущая собака с «умным выражением лица». Поздоровавшись с ней, мы шагнули внутрь. Нас ждал астроном Сергей Тюльбашев, человек, как оказалось, редкой профессии.