Готовился к лекции по Дон Кихоту и обнаружил интересную деталь. Сервантес как будто намеренно сопоставляет отношение к книгам (в основном это рыцарский романы) Дон Кихота и его друга — священника, который все эти романы также читал и даже по-своему ценил. Однако Алонсо Кихано благодаря этим романам стал светочем и зерцалом странствующего рыцарства, а со здравомыслящим его другом ничего не произошло. Читали они одно и то же, а эффект — очень разный. Почему?
Можно спросить: о чем говорят эти романы? Но, наверное, следует вопрос поставить иначе — что я вижу в этих романах: реальность жизни, непосредственно касающуюся меня или, пусть даже не выдумки, но нечто ко мне не имеющее никакого отношения? Думаю, это хороший вопрос для познания себя — что и почему меня трогает в книгах или фильмах. Священник наслаждается изяществом слога и красотой описания вымышленных героев, будущий Дон Кихот переживает и вдохновляется величием самих героев и их подвигов. Они живут в разных реальностях. Почему?
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Готовил практикум «Кто такой я: искусство быть собой» и размышлял, а что значит для меня вообще «быть». На основании чего я считаю себя существующим? Декарт в свое время говорил: «мыслю, следовательно, существую», имея в виду, что очевидное существование этой мысли говорит о существовании и того, кто ее мыслит, т.е. меня самого. Но я не только редко сомневаюсь в своем существовании, как правило, я об этом вообще не задумываюсь. Возможно, зря, ведь этот вопрос очень тесно связан со способностью быть самим собой.
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Короткова
Мы соглашаемся с тем, что говорят мудрые, или рассматриваем свободу как слепцы слона – «видим» каждый свою часть. Поэтому мнения о том, что есть свобода, такие разные. Но практически все соглашаются с утверждением: не свободен – значит, зависим, а зависим – значит, раб.
- Информация о материале
- Автор: Егор Думчев
В последнее время растет опасность остаться без работы. Нужно постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Многие из моих знакомых, друзей за последний год увольняются по своей воле или из-за обстоятельств. Поневоле задумываешься, какие навыки всегда будут востребованы, и что нужно для того, чтобы обучиться новой профессии. В книге «Сиддхартха» Германа Гессе есть интересный ответ на этот злободневный вопрос.
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Недавно зашел у нас на занятии разговор о том, как быть собой, как найти главное в своей жизни, и среди прочих мыслей прозвучал хороший, без сомнения, совет — прислушиваться к себе самому. Однако чем дальше я о нем думал, тем больше совет этот казался мне бесполезным...
Так как мы не совсем уж куклы в кукольном театре, и нами со стороны никто не двигает, то по сути, мы и так тем только и занимаемся, что прислушиваемся к самим себе: то к своим страхам, то к своим желаниям (их еще в просторечии называют «хотелками»), а иногда к чему-то более глубокому. Т.е. если я делаю что-либо в «угоду мнению окружающих», это не потому что эти «окружающие» мною управляют, а потому что я «прислушался» к своему страху перед их мнением. С другой стороны, почему бы не прислушаться к мудрому совету близкого или не очень человека? Впрочем, и в этом случае мы прислушиваемся не к чему-то внешнему, а, скорее, к своей интуиции, так как пока еще не понимаем рационально мудрость этого совета, но уже предчувствуем ее… А если рассмотреть наши желания, иногда противоречивые, то какому из них отдать предпочтение?
Поэтому вопрос глубже и сложнее: к чему именно в себе прислушиваться? как распознать каждый «голос»? как различить предназначение и амбиции, лень и спокойствие души, интуицию и страх? И вот это уже нетривиальная задача, требующая большого опыта, который приходит только с постоянной философской практикой. Думаю, суть в ценностях, на которые мы опираемся — чем возвышеннее и яснее они, тем яснее мы видим и понимаем в их свете свой внутренний мир, все его «этажи» и всех его «обитателей». Наверное, именно об этом говорил Платон в «Государстве»: «Порочность никогда не может познать ни добродетель, ни самое себя, тогда как добродетель человеческой природы, своевременно получившей воспитание, приобретет знание и о самой себе, и о порочности».
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
Одно из наслаждений, доступных философу, — обнаруживать созвучие мыслей у мудрецов, живших в разные времена и говоривших на разных языках. Казалось бы, совершенно разные люди; но в попытке приблизиться к истине они находят одни и те же ответы и даже образы. Это удивительно и прекрасно.
Сегодня речь пойдет о важности кибернетика. Слово пришло из греческого языка. «Кибернетик» (kybernētikē) — это кормчий. Тот, кто правит лодкой, кораблем. В философском смысле это тот, кто направляет корабль нашей личности по водам жизни.