«Познай самого себя!» — гласила надпись стене храма Аполлона в Дельфах более двух с половиной тысяч лет назад. Это свидетельствует о том, что вопрос этот не новый, но, несмотря на это, до сих пор не разрешенный. В чем же проблема, почему так трудно познать себя? И возможно ли это, если до сих пор никто не дал ясного ответа, как это сделать?

 Руины храма Аполлона в Дельфах. Современный вид

Все, что мы знаем друг о друге — это наши представления. Мы примеряем друг на друга «одежды» своих чувств и мыслей, думая почему-то, что именно так другой человек должен ощущать себя. Если нам тяжел какой-то груз, значит, он и другому человеку так же тяжел. Если мы можем с чем-то легко справиться, значит, и другой человек тоже может.

Наверное, это одна из причин, побуждающих нас давать полезные советы человеку, у которого есть проблема, вызывающая боль.

Не так давно я прочитал книгу Делии Стейнберг Гусман «Как лучше узнать себя». Это одна из тех книг, которые легко читаются, эта книга о тебе и обо мне, эта книга о нас всех. Эта книга о наших достоинствах и недостатках, о том, с чем мы сталкиваемся каждый день.

Но в то же время эта книга о пути, пути человека к себе лучшему.

После её прочтения во мне как будто что-то ожило. Я задумался над тем, что со мной происходит, над образом жизни и образом мысли и… я почувствовал силу что-то в себе изменить, а главное – у меня появилось желание начать это делать.

Расскажу об особенно важных для меня двух моментах.

Первое — это страх.

«Страх парализует только тогда, когда мы придаем ему решающее значение. Тогда есть только страх и ничего кроме страха».

Все мы чего-то боимся, и я думаю — это нормально, это реакция человека на ответственность, на трудности, которые могут встретиться на пути. Существует множество видов страха: обладание чем-либо, что-то приятное, как, скажем, любовь и дружба, могут вызвать страх потери. Страх неудачи тоже довольно распространен.

Говорят, что нужно жить каждым моментом «по полной». Выпало тебе, допустим, счастье совершить далекое и прекрасное путешествие — наслаждайся, лови момент, используй каждую секунду для ощущения счастья. Но у меня не так получается. Всякий раз, находясь в состоянии радости или умиротворения, чувствуя, что сейчас жизнь хороша как никогда, я вдруг ни с того, ни с сего, вспоминаю о тех, кому такой радости не дано.

Эта древняя истина кажется очень мудрой. Говорят, что в древности люди относились проще к встречам и расставаниям, к дальним путешествиям и возвращению домой, к жизни и смерти… Надо быть очень мудрым, чтобы оставаться спокойным во всех перипетиях жизни.

Но легко сказать — и как трудно это сделать, когда наступает момент! Я не очень-то мудрая. Когда приходит время уезжать из одного из самых прекрасных мест на Земле, расставаться с любимыми людьми — мне хочется топать ногами, размазывая слезы по лицу, и кричать: «Я не хочу, не хочу расставаться! Я не хочу уезжать!» Я взрослый человек и могу держать себя в руках. Могу держать в объятиях и успокаивать этого внутреннего ребенка.

Стремление к познанию и совершенствованию самого себя, как кажется, заложено в самой природе человека. Мы чувствуем, что можем быть лучше, испытываем потребность в этом и ищем любые возможности для самосовершенствования. Вот только далеко не всегда ясно понимаем, что это означает по сути: что конкретно в нас должно стать лучше?

Чаще всего самосовершенствование и личностный рост понимаются как приобретение новых знаний и навыков. Разные курсы и тренинги сегодня предоставляют для этого огромные возможности. Можно улучшить свою память, речь, скорость чтения, ораторское мастерство, организованность, способность ставить цели и не тратить время зря. Можно получить знания по любому интересующему вас предмету от общей истории до жизненного цикла звезд и галактик.

Станете ли вы от этого лучше? Вырастет ли ваша личность?

Тема воспитания всегда сложная, потому что предполагает обсуждение если даже и не насилия над личностью, то, как минимум, усилий, которые эта личность должна прикладывать. А совершать усилия никто не любит. Тема самовоспитания еще более сложная, потому что в ней речь идет уже не о некой абстрактной личности, а о моей собственной.

Разные причины порой тяготят человеческую душу, застилают свет, смущают ум. Такое бывает у всех. Исключений я еще не встречала. Состояние это имеет градацию от легкой грусти до тяжелых раздумий. Хочется найти из такого состояния выход, но сделать это нелегко. Я нашла для себя один выход, пока помогающий безотказно. Делюсь.

Если «накрыло», и некому, что называется, руку подать — потому что не хочется в данный момент ее подавать — я представляю на своем месте другого человека. Незнакомого. Потому что других людей, особенно незнакомых, нам почему-то меньше жалко, чем самих себя. А еще — мы, смотря со стороны на другого человека, почему-то лучше знаем, как ему поступать, и как легко мы бы решили эту проблему, находясь на его месте.

А потом я сочиняю про него историю. Чаще всего притчу. В этом процессе ум и сердце отвлекаются на попытку помощи ему — другому, незнакомому. На поиск ответов. Вспоминаются советы других людей, которые мудрее меня. Возникает картина действия. Как будто кино смотрю и знаю, чем оно закончится.

А в конце — глубокий вздох после прожитого и пережитого. И снова свет виден, в уме ясность, а на душе легко. И чувство, что могу еще кому-нибудь вот так помочь.

Выбор — как много в этом слове! Как долго наше общество шло к тому, чтобы каждый имел (в какой-то мере) своё законное право выбирать. Выбирать, в какой стране жить, с кем жить и как жить. Выбирать книгу для ночного чтения, фильм для семейного просмотра. Любой вид досуга, любой вид обучения, круаcсаны на завтрак и суши на ужин... Любое пожелание, любой каприз! Всё возможно. Никто, по крайней мере, в грубой, неукоснительной форме, не навязывает человеку почти никаких ограничений.

Конфуций как-то сказал: «Учиться и не размышлять напрасная трата времени; размышлять и не учиться губительно». Эта его фраза всегда привлекала меня, хотя и оставалась (наверное, и остается) не совсем понятной. Как все непонятное, она рождала различные интерпретации, к одной из которых я пришел недавно.

Я думал, интересно, откуда возникает у меня смысл, почему какие-либо идеи, которые я узнаю в процессе обучения, обретают для меня жизненность и силу, а другие, вроде бы хорошо знакомые мне и даже кажущиеся значительными и довольно любопытными, тем не менее, остаются «в тени»?