Любая история или миф о герое — это история Пути. А история Пути — история поисков и обретения самого себя, своего места в жизни. Одиссей возвращается на Итаку, к верной Пенелопе. Пер Гюнт находит себя самого в душе Сольвейг. Гулливер обретает самого себя у гуигнгнмов.

Конечно же, это прекрасные истории, но, пожалуй, они гораздо интереснее и увлекательнее, чем то, что происходит со мной, человеком, который вовсе не ставит парус на корабле крутобоком, странствуя по винно-черному морю, а сидит дома на карантине, и если что-то бороздит, то не просторы многорыбного моря, а совсем иные… Так какие же выводы мне сделать, читая эти мифы?

Речь, конечно, не совсем о лошадях… Уже месяц, как я прочитал «Гулливера», но к некоторым идеям хочется вернуться еще раз. Одна из них звучит в рассказе о гуигнгнмах: «Для них разум не является, как для нас, инстанцией проблематической, снабжающей одинаково правдоподобными доводами за и против; наоборот, он действует на мысль с непосредственной убедительностью, как это и должно быть, когда он не осложнен, не затемнен и не обесцвечен страстью и интересом. Я помню, какого труда стоило мне растолковать моему хозяину значение слова мнение или каким образом утверждение может быть спорным; ведь разум учит нас утверждать или отрицать только то, в чем мы уверены, а чего не знаем, того не вправе ни утверждать, ни отрицать. Таким образом, споры, пререкания, прения и упорное отстаивание ложных или сомнительных положений суть пороки, неизвестные гуигнгнмам».

Пока человек живет, он стремится к счастью. А счастье определяется как то, единственное, к чему стремится каждый человек.

Счастье похоже на древнейший символ Уроборос, свернутую змею, кусающую саму себя за хвост. Неизвестно где его начало и имеет ли оно вполне определенный и ожидаемый конец. Замкнутый круг или все же разрешимый парадокс?

 

Уроборос

Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий… Постараемся же мыслить достойно: в этом основа нравственности.

Блез Паскаль.

Мудрое, точное, глубокомысленное изречение принадлежит великому литератору и математику одновременно, Блезу Паскалю. Жизнь его, подобно падению звезды, была короткой, но ослепительной. И как звезда дает надежду человеку на исполнение желания, так Паскаль дал надежду человечеству на великое будущее.

 

Блез Паскаль

«Мне скучно, бес…», жалуется пушкинский Фауст своему спутнику Мефистофелю, и получает достаточно развернутый ответ, объясняющий неизбежность скуки… Да, нам скучно, и мы ищем развлечений, чтобы хоть как-то преодолеть ее, сменить это некомфортное состояние на более приятное. Однако, что такое скука, и почему она неприятна нам?

С самого детства мне хотелось делать всё правило, быть «отличницей», хорошо выглядеть в своих глазах и в глазах других людей.

Я не люблю быть «неправой», ошибаться. В таких случаях некий внутренний судья начинает меня осуждать, корить за проступок. Но другой внутренний голос подсказывает, что не стоит отчаиваться, что это новая ступень. Я задумалась, что ведь и вправду ошибки очень нужны в нашей жизни. Мы не можем научиться ходить, не упав тысячи раз, мы не можем что-то открыть, не попробовав множество вариантов. И, наконец, мы не можем становиться лучше, не познавая собственные слабости и ограничения.

Борис Стругацкий, один из братьев знаменитого тандема писателей-фантастов Стругацких, немалое место в своих произведениях уделявших вопросам утопического мира, в одном из своих интервью сказал: «Вы думаете, что мы полетели в космос для того, чтобы найти иные формы жизни? Нет, мы полетели в космос для того, чтобы понять, кто мы такие!»

 

 

Карта Утопии Томаса Мора

«Хочешь быть счастливым, будь им»,— доводилось ли вам слышать такую расхожую фразу? Коучи обычно любят говорить так. Но это выражение звучит вполне и в духе философа тоже. Постараюсь аргументировать эту рекомендацию с философской точки зрения и, по сути, объяснить, как возможно сделать столь важный выбор в жизни.

Я уверена, что счастье ближе к нам, чем может показаться поначалу большинству людей.

Ну что, попробуем еще раз забросить невод в мутное море пандемии и посмотреть, что он принесет. Кто только ни пытался уже это сделать, и к каким только выводам ни приходил в результате — от строго научных до сурово конспирологических. Но понять-то все равно хочется! Ведь каждый мало-мальски мыслящий человек видит, что все это не случайно и для чего-то нужно.

Помните диалог прокуратора и Иешуа о Марке Крысобое, которого Иешуа назвал добрым человеком? Необычная мысль эта поразила прокуратора, настолько не соответствовало это понятной ему реальности. Меня эта мысль тоже удивила, и с первого, давнего прочтения «Мастера и Маргариты» время от времени всплывает и заставляет задуматься.

Вот и сейчас связалась она с одной из идей Платона из диалога «Государства»: