- Информация о материале
- Автор: Анна Юдина
Водительница муз Каллиопа носит на челе золотую корону — как знак своего старшинства.
В переводе с греческого «Каллиопа» означает «прекрасноголосая». Именно от своей матери легендарный древнегреческий герой и певец Орфей унаследовал дар волшебного пения. Его голос творил чудеса: зачарованные дивной красотой его пения, волны и ветер смирялись, отступали дикие звери, успокаивались безумствующие эринии. Когда во Фракии Орфей был растерзан вакханками, Каллиопа, подобно древнеегипетской богине Исиде, искавшей части тела Осириса, собрала окровавленные куски тела Орфея и погребла их на вершине горы Пангея. Лишь голова певца с его неразлучной лирой упала в море, и волны вынесли ее на остров Лесбос. Там она была помещена в расщелине скал и изрекала пророчества еще несколько веков.
- Информация о материале
- Автор: Елена Косолобова
С глубокой благодарностью театру «Акторионес» за один час, который позволил немного больше узнать о древнем Театре.
В детстве нас учили, что театр по сравнению с действительностью — всего лишь выдумка, копия, более или менее искаженно передающая суть оригинала. Это ложь! Театр — это высшая Реальность, не стиснутая рамками пространства и времни.
Х.А. Ливрага. Театр Древней Греции
На полутемной сцене мечутся черные фигуры... Воздух вибрирует от грохота сталкивающихся медных щитов... Душа замирает в страхе и каком-то первобытном восторге перед разбушевавшейся стихией, но где-то в глубине затаилась печаль, потому что частью сознания ты понимаешь, что старый мир рушится на глазах и превращается в хаос.
Внезапно грохот сменяется пронзительной тишиной, не нарушаемой шепотом и обычным шуршанием программок. Тишина сменяется удивительно красивым, мелодичным пением, напоминающим старинные григорианские хоралы...
- Информация о материале
- Автор: Дмитрий Захаров
Человек странствует по дорогам Времени. Эти дороги отмечены вехами, которые помогают нам увидеть, сколько пройдено, дают возможность знать, куда мы идем и что ждет нас впереди. Самые простые из них, своего рода «верстовые столбы» дорог Времени, — это моменты встречи Нового года. Но из всех вех особо выделяются те, что отмечают начало новых этапов — как в жизни отдельного человека, так и для больших и малых групп людей.
С древнейших времен начало любого нового этапа символизировалось открытием или прохождением врат, переходом через порог. Римляне строили триумфальные арки для встречи своих воинов-победителей, греки специально разбирали часть городской стены для торжественной встречи героев Олимпийских игр, Вещий Олег прибил свой щит к вратам Цареграда в знак победы, — все это знаменовало новые этапы в жизни народа. Даже символическое разрезание ленточки — это отголосок той же традиции открытия врат, символизирующего разрушение преграды, стоящей на пути.
- Информация о материале
- Автор: Светлана Обухова
Ни одна сказка, о новогодних чудесах особенно, не обходится без настоящих старинных часов — с большим медным маятником и тяжелыми гирями. Они, конечно, еще не волшебные, но с них-то все и начинается. Когда на город опускается ночь и все в доме засыпают, старые часы оживают. Они бьют полночь, и Волшебство вступает в свои права: загораются огни, оживают вещи, а домашние звери начинают говорить, как люди.
А в каком-нибудь огромном шкафу открывается, тоже один раз в год, дверь в Сказочную страну. И тогда начинается путешествие в поисках сокровищ, невесты или Синей птицы, а может быть, просто «того не знаю чего»... Оно полно неожиданностей и серьезных испытаний. Сказочные дороги круты и извилисты — разбойники, лешие, одноглазые Лихи, Кащей и Баба Яга только и ждут удобного случая, чтобы сбить с дороги путешественника.
- Информация о материале
- Автор: Анна Юдина
Музы, молю — из толпы многогрешного рода людского
Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу.
Из античного гимна
Испокон веков с приходом музы связывались самые прекрасные и самые светлые моменты в жизни — моменты озарения и вдохновения, появления чего-то нового, встречи с мечтой. Почему говорят, что встреча с музой может полностью изменить жизнь? Почему древние поэты и сказители, начиная исполнять свои песни, обращались к музам с просьбой о благословении? Почему древние греки, провожая друзей в дальнюю дорогу или благословляя их на какое-то великое дело и новый шаг, часто говорили: «Иди, и да пребудут с тобой музы!»? И в центре Афин, в Акрополе, всегда существовал храм, посвященный музам, — Мусейон. А первый известный нам историк Геродот называл свои труды именами муз (Клио, Эвтерпа, Каллиопа, Талия) и посвящал им свои документальные записи. Почему поэты эпохи Возрождения давали музам обет верности и служения, а художники XVII, XVIII и XIX веков часто изображали себя рядом с музой? Почему и сейчас мы часто слышим: «если будет вдохновение», «если придет муза»? Кто же они такие, таинственные и прекрасные незнакомки, девять сестер, одетые в белоснежные одежды? Только ли ушедший в далекое прошлое красивый миф?
- Информация о материале
- Автор: Ольга Климова
Арабеск — одно из наиболее распространенных в балете движений. Основа основ. Говоря сухим языком, это поза, когда балерина стоит на одной ноге, а сзади вытянутая нога поднимается в воздух.
А дальше начинается загадка. Движение удивительным образом говорит само за себя, рождая лирико-романтические образы и состояния. Сущность арабеска прекрасно выражена словами М. Фокина: «Это очень ясный жест, стремление ввысь, вдаль... влечение всего тела... движение всем существом».
- Информация о материале
- Автор: Елена Нестерова
Змея — один из древнейших символов, с незапамятных времен используемый человечеством для передачи своих знаний. Это странное существо непрерывно путешествует в пространстве и времени, в мифах и легендах самых разных культур.
У современного человека, далекого от природы, образ змеи обычно вызывает лишь ощущение безотчетного страха и неприязни. Даже само слово «змея» мы порой бессознательно используем для выражения самого неприязненного отношения к кому-то. Но у древних людей этот образ вызывал, по всей видимости, совершенно иные чувства. В силу своей наблюдательности, умения заглядывать глубоко в суть природных явлений, они всегда относились к этому животному с благоговением. Обладая удивительным магнетизмом, змея притягивала к себе взор человека, одновременно являясь для него знаком серьезного предупреждения.
- Информация о материале
- Автор: Антон Мусулин
Отношение человека к трансцендентной реальности во все времена выражалось в его желании возвыситься, подняться в ту область, которая превосходит обычное физическое существование, и — с другой стороны — в его способности воздвигать храмы, склонять голову и преклонять колено перед величием того, что открывалось его внутреннему взору.
У нас нет права утверждать, что храмы какой-либо одной эпохи или культуры лучше, чем остальные. Алтари и стены, воздвигнутые десять тысяч лет назад, не менее ценны, чем возведенные сегодня. Мы также не можем утверждать, что одна религия лучше другой. Просто каждая религия является особой формой выражения религиозно-философского Эроса — интимного чувства единства со всем, что нас окружает. Религиозность — это потребность не в физическом хлебе, а в насущном хлебе духовности, это любовь к Вечности, к Тайне, с которой можно встретиться лишь в своем сердце и которая, подобно земной любви, может быть более глубокой или менее глубокой.
- Информация о материале
- Автор: Светлана Обухова
Среди множества событий 2000 года, связанных со сменой тысячелетий — запланированных и случайных, смешных и трагических, грандиозных и скромных, — было одно, которое не получило большой огласки.
Редкие посетители Музея современного искусства, привлеченные странной афишкой «Дворец тысячелетий, или Дары Разрушения», войдя в один из залов, оказывались... в тибетском монастыре. Горящие на алтаре свечи, изображения Будды на стенах, ритуальные колокольчики, необычное гортанное пение, похожее на рычание тигра, запах сандалового дерева... И среди всего этого четверо монахов, выкладывающие из разноцветного речного песка, освященного самим Далай-ламой, хрупкое чудо — мандалу Ченрезига...
- Информация о материале
- Автор: Илья Молоствов
Она за все, что есть святого,
Велит сражаться до конца,
Велит сжимать в руке суровый
Меч рыцаря, к боям готовый,
И арфу звучную певца.
В. Гюго
Нет мальчишки, который в детстве не играл бы с мечом, не представлял бы себя рыцарем, отважным героем, защищающим Прекрасную Даму, не боролся бы с драконом, не побеждал бы в битвах. Мальчишки вырастают, превращаются во взрослых мужчин, которые гораздо чаще думают о том, как заработать больше денег, чем о драконах и рыцарях. Но все равно где-то в глубине души живут мечты о подвигах и победах, а при виде средневекового меча сжимается сердце. Почему?.. Что-то есть в этом предмете, что делает его больше чем просто оружием.