Когда делаешь подарок, всегда хочется попасть в точку.
Подобрать что-то для близкого человека или хорошего знакомого, чьи пристрастия давно известны, нетрудно. Главное — дарите то, что понравится ему, а не вам самим, как мы часто делаем.
Ну а если человек не входит в круг близких друзей? В этом случае навести на мысль могут звезды, под которыми появился на свет будущий обладатель вашего подарка, ведь каждый знак Зодиака формирует определенный психологический тип и наделяет родившихся под ним некоторыми общими склонностями.

Ритуальные маски играют огромную роль в традиционной культуре многих народов мира. Феномен масок исследуют представители разных научных дисциплин: археологи пытаются понять историческую глубину этого явления, этнографы описывают многообразие и многофункциональность масок в разных частях ойкумены. Но опыт показывает: чтобы всесторонне изучить семантику масок, нужны совместные усилия этнологов, фольклористов, специалистов в области мифологии и физической антропологии.
Обращения к теме масок не избежали лучшие умы человечества. Неслучайно Клод Леви-Строс, знаменитый основатель школы структуральной антропологии, озаглавил одну из своих главных работ «Путь масок». В ней французский мыслитель подробно описал распространение традиции создания масок у аборигенных племен североамериканского континента. Но он оставил без ответа один существенный вопрос: а куда же, собственно, ведет «путь масок»?

Осенью в московском доме-музее А.Н. Скрябина без ярких афиш и громкой рекламы прошла выставка картин Микалоюса Чюрлёниса. Талант художника он удивительным образом сочетал в себе с талантом композитора и поэта. И взяв в свои союзники музыку, краски и слова, создал образы, которые до сих пор волнуют воображение.

Ровно сто лет назад, в конце 1904 года, увидел свет один из самых пленительных сборников русской лирики — «Стихи о Прекрасной Даме». Это был поэтический дебют Александра Блока, которого, впрочем, взыскательный читатель той эпохи уже хорошо знал по публикациям в журнале «Новый путь».
Вечереющий день, догорая,
Отступает в ночные края.
Посещает меня, возрастая,
Неотступная Тайна моя...

Да, Прекрасная Дама навсегда останется Тайной. Известно, конечно, что в ее образе отразились черты вполне реального человека — Любови Дмитриевны Менделеевой, в которую был упоительно и мучительно влюблен юный поэт и которая потом все же стала его женой. Известно, что этот образ вдохновлен трудами великого русского философа Владимира Соловьева, грезившего о Душе Мира, Вечной Женственности, Софии. Но все равно Тайна остается. Да и как может быть иначе — ведь это стихи!

Ex libris — от знака собственности к знаку индивидуальности.


Среди книг домашних библиотек можно встретить невзрачные по сравнению с ярко иллюстрированными современными изданиями и тем не менее дорогие сердцу старинные книги. Давно побуревшая бумага, слепая, тесная печать... Но своеобразной драгоценностью такие книги делает маленький листочек бумаги с изящной маленькой гравюрой, приклеенный прежним владельцем на внутреннюю сторону переплетной крышки.
Экслибрис, или книжный знак, — владельческая наклейка на книге, знак собственности. В скрипториях — мастерских по переписке книг, существовавших в период раннего средневековья при монастырях, делались владельческие надписи на книгах, которые начинались со слов «из книг» (ex libris) или «из библиотеки» (ex bibliotheca), а далее следовали имя и фамилия владельца книги, название библиотеки или монастыря. Но в своем традиционном виде — как бумажный ярлык, наклеенный владельцем на книгу, — экслибрис появился вскоре после изобретения книгопечатания. И его родиной по праву считается Германия.

Дурга Пуджа, или Дуссера, Дурготсава («праздник Дурги») и Наваратри («Девять ночей»), — один из важнейших праздников Индии. Он начинается в первую ночь месяца ашвин и продолжается 10 дней. Все это время посвящено богине Деви, занимающей одно из центральных мест в пантеоне индуизма.

Ничто не случайно во Вселенной. То, что в одном ракурсе выглядит простым совпадением фактов, оказывается на другом уровне жесткой закономерностью, и более того — мощным символом.

31 августа
Канул в Лету период теоретических рассуждений о Водолее и таинственных сосудах с мертвой и живой водой — символах духовного Света и противящейся ему тьмы. Пришла пора практического применения знаний об эре Водолея — эре разделения Добра и Зла, ведь попытки «верхов» и «низов» бороться за государственную целостность страны и национальные интересы составляющих ее субъектов все чаще стали заканчиваться усугублением конфликта и вовлечением в него новых участников.

Перед выходом фильма на экраны нам говорили, что «картина обещает совместить в себе как реальные исторические события, имевшие место в провинции Британия сразу после распада Великой Римской империи, так и мифы о подвигах рыцарей короля Артура». Надо отдать должное: реальные исторические события показаны блестяще. Даже неважно, что ни слова не сказано о мифах. И на этом можно было бы закончить рецензию, если бы не название — «Король Артур», которое предполагает раскрытие образа выдающегося, ставшего легендарным правителя Британии. Как известно, раскрыть высокий образ можно двумя способами: попытаться возвысить зрителей до понимания его глубины и значения или сознательно принизить сам образ, сделав его доступным для массового восприятия. Режиссер Антуан Фукуа выбрал второй путь, который уже стал тенденцией в современном искусстве. Вот об этом и хотелось поговорить.

Имперский стиль, стиль завоевателей, стиль великих людей. Холодный и расчетливый, рациональный и романтичный, строго декларированный стиль, стиль с характерной симметрией и уравновешенностью частей. Все эти эпитеты относятся к стилю ампир, который родился на рубеже XVIII–XIX веков и просуществовал совсем недолго, всего 15–30 лет, но это были столь яркие годы в истории искусства, что об ампире до сих пор много говорят, и отзывы неоднозначные — от лестных до самых негативных.

Долго жил Ойсин в Стране Юных, куда его увезла прекрасная Ниам, но потом все же возвратился в Ирландию. Одни говорят, что миновали сотни лет, другие — что тысячи, но, сколько бы лет ни миновало, для него они пролетели быстро.

Согласно древней ирландской легенде, на земле некогда существовали братства фениев — «священные отряды», которые охраняли земли Ирландии от сил тьмы и разрушения. Велика была сила этих отрядов, ибо каждый из воинов был образцом чести, силы, мужества и храбрости. И одними из самых доблестных были Финн, вождь фениев, и его сын, великий воин и поэт Оссиан (Осийн, Ойсин). Случилось так, что Оссиана полюбила за силу и красоту прекрасная сида Ниам, и он ушел за ней в страну Вечной Юности, Землю Обетованную, и потому не видел, как закончились дни фениев, как уходили его братья и любимые друзья. Но однажды его сердце затосковало по ним так сильно, что не было ему спокойствия в стране Блаженства. И хотя сида говорила ему, что на земле Ирландии все давно переменилось, он решил вернуться — повидать Финна и фениев. Тогда сида дала ему белого коня и заклинала об одном — чтобы он не сходил с него на землю, ибо тогда он превратится в немощного старика и не сможет вернуться назад.