Сампо
- Информация о материале
- Автор: Ольга Сизова
Далеко на севере, там, где смыкаются земля и небо, лежит холодная «страна дна» — Похьёла, иной мир. Для ее владычицы, старухи-колдуньи Лоухи, кузнец Ильмаринен из Калевалы, «родины героев», выковал волшебную мельницу Сампо. Выковал за то, что Лоухи отдала ему в жены свою дочь и отпустила домой его друга, мудрого Вяйнемейнена. Так рассказывают руны (народные песни) карело-финского эпоса «Калевала». Борьба за Сампо — один из его центральных сюжетов.
Одно Сампо уже было в Похьёле, но оно куда-то подевалось, и Ильмаринену надо было выковать новое и обязательно сделать цветистую крышку «из пушинки лебединой, из кусочка веретёнца, и из молока коровы, и из ячменя крупинки». Интересно, что эти символы встречаются во многих мифах (не только северных), рассказывающих о сотворении мира.
Единство мер - единство мира
- Информация о материале
- Автор: Анатолий Иванов
Секунда, метр, килограмм... Мы так привыкли к этим единицам системы СИ, что кажется странным вопрос: как можно измерять по-другому? Впрочем, еще есть пуды, аршины, сажени... Но кто ими пользуется? Или в далекой Англии есть футы и фунты — так это, скажете вы, пережитки прошлого. Как и баррели, которые сейчас ассоциируются только с нефтью.
Удобно, когда система мер единая: все цифры и расчеты сразу всем понятны. Но почему именно килограмм, метр и секунда?
Эра информации
- Информация о материале
- Автор: Делия Стейнберг Гусман
Чтобы выделить значительные события или периоды в истории, их обычно называют эрами. Мы уже привыкли к словосочетаниям «индустриальная эра», «атомная эра», «космическая эра» — они указывают на те явления жизни общества, которые нас поразили.
Но под столь сильным впечатлением люди обычно не находятся долго. Любое, даже самое важное открытие в любой области завладевает их вниманием лишь на время, оно обозначает начало новой «эры», но затем поднимается девятый вал очередного новшества в той или иной сфере, стирая это открытие из памяти людей. И уже другое событие, в свою очередь, будет значимым для них до тех пор, пока и его не постигнет та же судьба — забвение.
Чудо Грааля
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
Среди многочисленных изображений Грааля есть одно необычное — картина «Чудо Грааля». Ее по заказу Людвига Баварского создал Вильгельм Хаусчайлд для центрального Зала певцов в сказочном замке Нойшванштайн. Необычна и редка она тем, что на ней изображено не только видение Грааля Лоэнгрину, но и голубь, опускающий загадочное Нечто в Чашу, являя тем самым чудо Грааля.
Что же это за чудо?
Голос в пустыне. Сказке «Маленький принц» 65 лет
- Информация о материале
- Автор: Илья Бузукашвили
Он прибыл к нам издалека. Маленький мальчик с золотыми волосами и шарфом, развевающимся на ветру.
Он все делал правильно. На своем астероиде В-612, маленькой планете, где жил.
Заботился о земле, выпалывал молодые ростки баобабов; чистил два вулкана, как обычные люди чистят в доме камин… Он делал все старательно и хорошо, ведь он был как-никак принцем.
А потом появилась она. Роза. Занесло же каким-то ветром ее зернышко на его планету! Прекрасная. Нежная, беззащитная… Маленький принц стал заботиться о ней. Он растил и поливал ее, защищал от ветра, накрывал колпаком. Он отдавал ей все время. Но роза оказалась — обидчивой и гордой. Они такие, эти розы. И сердце Маленького принца не выдержало.
Он вдруг засомневался. Пустые слова стал принимать близко к сердцу. За хитростями и уловками — не распознал нежности. Она дарила ему аромат и озаряла его жизнь. Но говорила о когтях и тиграх… А он… Он был слишком молод. И способен на ошибку. Кто из нас не совершал ошибок? Вместо того чтобы растрогаться — он разозлился…
И вот малыш оставил свою планету, вулканы, семена баобабов, цветок и… отправился в путешествие к соседним планетам. Он был так одинок!..
Лондон: лавка древностей
- Информация о материале
- Автор: Леся Ковтун
Лондон. Этот город бережно хранит лучшие и наиболее яркие черты прожитых столетий. Хранит не как, бывает, мы храним любимые, но старые вещи: складываем на дальнюю полку, где их легко забыть, где их съедает пыль… Хранит по-другому: живет рядом со стариной, включает ее в свое настоящее.
Портреты девочек Воронцовых
- Информация о материале
- Автор: Светлана Обухова
Есть что-то притягательное в русских портретах восемнадцатого столетия. Из глубины темного фона, словно из сумрака канувших в лету времен, от которых в памяти нашей не осталось и следа, появляются лица. Незнакомые, но такие живые, что трудно оторвать взгляд! Как, например, от портретов сестер Воронцовых кисти Дмитрия Григорьевича Левицкого, одного из самых ярких мастеров русской портретной школы того времени.
Из четырех одинаковых овалов смотрят четыре девочки. Одинаковые позы, одинаковые по фасону платья, похожие прически; они и сами очень похожи друг на друга.
Но до чего же они разные!