Малые параметры больших катастроф
- Информация о материале
- Автор: Алексей Чуличков
Мы привыкли к стабильности и постоянству. Мы ступаем по твердой поверхности Земли и верим, что она всегда будет служить нам опорой. Мы знаем, что вслед за зимой придет лето, станет тепло и солнечно, и так будет всегда. Мы думаем, что мир вокруг нас не может внезапно измениться, и исходя из этого формируем свой образ жизни и приоритеты, планируем свои действия.
Такая привычная, «бытовая» точка зрения на устойчивость нашего мира нашла свое отражение в науке XVIII века, когда создавалось классическое естествознание. Его основой стал математический язык дифференциального и интегрального исчислений; считалось, что все зависимости можно описывать непрерывными функциями, для которых характерно небольшое изменение значения функции при малых приращениях аргументов. Казалось бы, логично: приложено чуть больше усилий — получен чуть больший результат... Более того, если математические модели не отвечали этим условиям, то они считались некорректными, а значит, лишенными реального содержания.
Будущее без общества или общество без будущего?
- Информация о материале
- Автор: Дмитрий Захаров
Обычно будущее связывают с развитием науки и техники. Но если нас волнует будущее человека, а не машин, то и обратиться надо к тому, что происходит с человеком и с обществом в целом. Материальный прогресс не имеет особой ценности сам по себе, намного важнее его глубокое влияние на жизнь человека.
Чтобы показать, насколько все взаимосвязано, возьмем один пример. Началось все с полезной идеи одноразовых предметов: стаканчиков, тарелок, а потом и многого другого. Но со временем эти одноразовые вещи породили новую психологию. Появилось даже понятие «общество одноразовых стаканчиков», подразумевающее распространение всеобщего одноразового подхода. Людям уже психологически проще выбросить использованное, даже еще не старое, чем возиться с ним, и взять новое. Это переносится и на людей: зачем разбираться с проблемами, сложными отношениями со старыми друзьями, знакомыми, когда намного проще бросить все это и найти новых, с которыми, по крайней мере в ближайшее время, никаких сложностей не будет.
Скучно жить без супермена!
- Информация о материале
- Автор: Делия Стейнберг Гусман
Несколько месяцев назад я написала статью «Об этом и других мирах», в которой речь шла о якобы постоянно испытываемых нами вторжениях пришельцев с других планет, жаждущих тем или иным образом изменить жизнь людей, — причем люди при этом оказываются самыми жалкими существами во всей Вселенной.
Сегодня, касаясь той же темы, я хотела бы рассмотреть это явление под другим углом зрения.
Уже много лет (пожалуй, в течение нескольких последних десятилетий) развлекательные журналы, комиксы, романы, научно-фантастические рассказы и другие сочинения, в большей или меньшей степени претендующие на литературность, буквально наводнены странными персонажами — пришельцами из других миров либо, если они родом с нашей планеты, героями из легендарных или воображаемых эпох. Нечто подобное происходит и в аудиовизуальном мире, где эти персонажи прекрасно себя чувствуют и в художественных, и в научно-популярных фильмах, и в детских мультфильмах.
Создается впечатление, что люди потеряли интерес к человеку, и чтобы привлечь их внимание, требуются существа совсем другого типа. Я думаю, что это связано не только и не столько с модой и новизной. И даже если бы это было так, мы должны признать, что в любой моде есть скрытые мотивы, которые не сводятся к рекламе и увеличению продаж.
Перед маленьким монстром с неизвестной планеты или тиранозавром из доисторических времен двери наших домов открываются легче, чем перед повседневной драмой миллионов людей с ее неизменными смехом и слезами.
Анри Дюнан - основатель «Красного Креста»
- Информация о материале
- Автор: Олег Филин
Он основал крупнейшую мировую организацию помощи раненым, стал первым лауреатом Нобелевской премии мира и умер в нищете, отдав все деньги на благотворительные цели. Его имя мало кому известно, но его творение знают все.
Жан Анри Дюнан родился 8 мая 1828 года в Женеве в семье негоцианта Жана Жака Дюнана, входившего в правящий совет города. Родители, искренне верующие люди, с детства старались научить сына не только предпринимательской сметке, но и человеколюбию, состраданию, стремлению делать добро. Дюнан увлекается экономикой, религией, общественной деятельностью. С 18 лет днем он учится экономике, а по вечерам посещает бедняков и больных. С 20 лет по воскресеньям он приходит к узникам городской тюрьмы, общается с ними, стараясь поддержать их, сохранить в них веру в людей и в Бога. После окончания колледжа он поступает стажером в банк.
Денис Давыдов. «Моя жизнь - сражение»
- Информация о материале
- Автор: Дмитрий Зубов
«Я слушаю тебя — и сердцем молодею...»
А.С. Пушкин
«Малый рост препятствовал ему вступить в Кавалергардский полк без затруднений. Наконец, привязали недоросля нашего к огромному палашу, опустили его в огромные ботфорты и покрыли святилище поэтического его гения мукою и треугольной шляпой». Давыдов писал эти строки, когда уже стал блестящим офицером, признанным героем и мог себе позволить иронизировать по поводу своих первых шагов в армии. Лихой наездник, отважный рубака, хитрый стратег, он заслуженно пользовался репутацией прекрасного воина.
Отважные и смелые герои в русской армии были всегда, особенно в те времена. И все же почему-то именно Денису Давыдову мы отдаем свои симпатии, выделяя его фигуру из всех представителей той героической эпохи. В чем секрет обаяния этого человека? Может быть, в том, что имя героя-партизана неразрывно связано с интереснейшим явлением дворянской жизни XIX века, имя которому — гусарство.
Гусары — род войск, вид легкой кавалерии. Но не только. Со временем это понятие приобрело еще один, более глубокий смысл. Оно стало символом особого типа поведения, взгляда на жизнь, образа мыслей.
Венские балы
- Информация о материале
- Автор: Илья Михайлов
В танцевальном зале дворца Шенбрунн — летней резиденции австрийских императоров Габсбургов — было прохладно и как будто чего-то не хватало. Красивые стены гулко отражали слова экскурсовода, а я пытался представить, как целая «команда» дворцовых — полторы сотни человек — перед балом зажигает во всем дворце свечи: вечером будут гости. В люстре, висевшей когда-то в этом зале, было 880 свечей. Смешные маленькие хитрости можно было устраивать с этими свечами. Если гости были дорогие, важные и долгожданные — брали новые, длинные свечи, для гостей попроще выбирались свечи покороче — бал считался оконченным, когда догорали свечи...
Направляясь вслед за экскурсией в следующий зал, я услышал отзвук собственных шагов и вдруг понял, чего может не хватать человеку в танцевальном зале прекрасного старого дворца с роскошной люстрой, пусть даже и включаемой сегодня одним щелчком выключателя. Мне не хватало... ожидания бала.
Там, где восходит Солнце. Новогодние традиции Китая и Японии
- Информация о материале
- Автор: Елена Нестерова
Новый год в Китае
В Китае Новому году предшествовал особый период праздников, суть которых состояла в возобновлении связи с умершими предками. В эти дни совершались жертвоприношения «предкам и Небу»; считалось, что это время очищения от «дурных поветрий старого года». Тогда же приобретались так называемые «новогодние предметы».