Принц математиков
- Информация о материале
- Автор: Дмитрий Зубов
В 13 лет он стал студентом факультета искусств Базельского университета, в 17 — доктором философии, в 19 — адъюнктом по физиологии в Петербурге, в 24 — профессором физики, а в 26 уже заведовал кафедрой математики Российской академии наук. И это лишь начало долгой незаурядной жизни Леонарда Эйлера — человека-легенды, гордости российской науки, общего учителя математиков XVIII века, по меткому выражению Лапласа. Princeps matematicorum — так называли его коллеги.
Эйлер пришел в этот мир в день рождения Леонардо да Винчи — 15 апреля, а при крещении получил то же имя, что и его знаменитый предшественник. С великим итальянцем его роднит и многогранность дарования. На магистерском испытании Эйлер произносит блистательную речь на латыни о сравнении философских взглядов Декарта и Ньютона, а уже через год пишет «Диссертацию по физике о звуке». По настоянию отца он готовится стать богословом, а в это же время участвует в конкурсной работе на тему о наилучшем расположении мачт на кораблях, хотя в гористой Швейцарии он вряд ли видел парусники, разве что на картинках. Что ж, гений — он во всем генийѕ и всегда! К двадцати годам Эйлер уже вполне сложившийся ученый.
Но как часто бывает, одаренный юноша не нашел применения своим талантам в родном Базеле — местные университетские светила сочли его слишком молодым, чтобы дать ему звание профессора физики. И тогда Леонард круто меняет свою судьбу.
Британская библиотека
- Информация о материале
- Автор: Илья Бузукашвили
Старинные книги и древние манускрипты, уникальные автографы и документы разных эпох и культур, музей шедевров и десятки километров подземных книжных хранилищ — все это Британская национальная библиотека. 150 миллионов письменных свидетельств истории слова, прошедших сквозь века.
Записаться в Британскую библиотеку несложно. Достаточно иметь российский паспорт, указать интересующие тебя области знания, пройти короткое собеседование — и читательский билет в твоем кармане! Рядом со мной в читальном зале девушка из Италии изучала средневековые книги о волшебнике Мерлине и о рыцарях Круглого стола, а молодой англичанин рассматривал навигационные карты эпохи Возрождения...
Светоч мира
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Федотова
В 1850-х годах в Европе все еще продолжалось противостояние сторонников старого академического искусства, считавших этот проверенный путь единственно возможным, и тех, кто не просто мечтал о новом искусстве, но не боялся творить по-новому. Среди таких «мечтателей» были молодые художники-символисты, назвавшие себя «Братством прерафаэлитов». Несмотря на критику, которую обрушивали на них «академики», непонимание и обвинения, прерафаэлиты продолжали выставлять картины, наполненные глубокой символикой, которая прежде всего была обращена к душе человека. Вот что писал о них историк искусства Рихард Мутер: «Прерафаэлиты были первыми в Европе, кто восстал против традиций, проник в природу формы и цвета, проявил свой личный взгляд на природу. Они — первые поборники свободы в современном искусстве».
В 1856 году на Выставке британского искусства в США художник-прерафаэлит Уильям Холман Хант представил свою картину «Светоч мира». Картина не соответствовала общепринятым стандартам, ее цвета были чересчур яркими, сюжет неканоническим — однако она сразу произвела впечатление и стала одной из самых любимых у зрителей. Правда, мало кто осмелился тогда признаться в этомѕ
Сюжет картины довольно прост. Глубокой ночью, когда все спят, Иисус со светильником в руке идет по миру и стучится в двери домов. Яркий свет светильника подчеркивает мрак и темноту окружающей ночи. «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит Мой голос и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерить с ним, и он со Мною» — Хант специально пишет на раме эти слова из Откровения Иоанна Богослова, чтобы каждый сумел «услышать» смысл его работы.
Чтобы осел разговаривал
- Информация о материале
- Автор: vvkarelin
Жарким летним днем камни в Нитрийской пустыне просто плавились от солнца. Один монах с трудом шел через песчаные холмы, ведя за собой осла, запряженного в повозку. Наконец, обессиленный, он остановился.
— Я еще никогда в жизни не видывал такой жары, — произнес он вслух.
— И я тоже, — проговорил осел.
— Вот те на! — воскликнул монах. — Впервые слышу, чтобы осел разговаривал!
— И я тоже, — сказала повозка.
5 причин поехать на юг Италии
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Чамова
1. Счастливая Кампанья
Так эта провинция называлась в старину благодаря плодородию и изобилию своей почвы. По преданию, в этих местах жил мифический народ феаков, которых посетил в своих странствиях Одиссей. Здесь и сейчас во всем царствует аромат античности. На этой плодородной почве Великая Греция породила Великий Рим. Римляне превратили этот чудесный край в настоящий эдем, где теплый климат, красота природы и все блага близости моря соединились с комфортом и блеском цивилизации.
Наслаждение - враг счастья
- Информация о материале
- Автор: Людмила Волынская
Помните ли вы историю о Дориане Грее, вместо которого старел его портрет? Он продал свою душу за вечную молодость и наслаждения в земной жизни и действительно имел все, что только мог пожелать. А расплатился — потерей ценностей, опустошенностью, презрением к себе. И это не единичный случай. В мировой литературе много историй о том, как люди заключали сделку с дьяволом и тот исполнял все их желания и прихоти в обмен на обладание их бессмертной душой.
Но нельзя ли обойтись без нечистой силы? Неужели мы сами не можем наслаждаться жизнью, и именно так, как нам хочется, не расплачиваясь за это адскими муками? Оказывается, что нет, и расплата наступает в большинстве случаев уже при жизни, а не только за ее пределами. Дьявол вкрадывается как раз в то, чего нам больше всего хочется, чего мы страстно желаем. А как показывает весь опыт человечества, начиная с наших библейских прародителей Адама и Евы, мы зачастую хотим совсем не того, что соответствует мировым (божественным) законам. Мы не любим ограничений и не желаем понимать их значение для нашего блага. И только набив множество шишек, некоторые из нас начинают осознавать, что, возможно, человек изначально стремится к тому, что не приносит счастья, неважно, достигает он этого или нет.
Писцы богов
- Информация о материале
- Автор: Ирина Хаустова
До изобретения печатного станка люди тысячелетиями переписывали книги вручную. Знаки и буквы выбивали на камне, процарапывали на дощечках или глиняных табличках, выводили тушью на бумаге. В наш компьютерный век мы плохо представляем, как это — выводить каждую букву, ну разве что в детстве, когда учимся писать. Непросто нам понять и отношение древних к письменному слову.
Чтение и письмо у большинства народов считались священным, тайным искусством, заниматься которым имели право только особые жрецы — священнокнижники или фактически приравненные к ним профессиональные писцы, как это было в Древнем Египте. Они переписывали священные тексты, передавали людям божественное слово.