Продолжим разговор о философии шахматной игры, начатый в предыдущей статье.

«В шахматах заключён целый мир. Ты свободен в своих действиях, но любой ход может стать последним». Эти слова произносит один из героев знаменитого фильма Ридли Скотта «Царствие небесное», и с ними трудно не согласиться.

Что такое шахматы?

Для одних древняя, интересная и довольно сложная игра, для других — «полигон» для научных исследований, связанных с искусственным интеллектом, для кого-то — настоящее искусство, а для некоторых — спортивные состязания…

Для меня ближе всего другой ответ, хотя пришёл я к нему далеко не сразу.

Уже 10 лет я занимаюсь китайской живописью. Недавно заметила, что это стало для меня не только источником вдохновения. Это стало определенной духовной практикой с кистью в руках.

Оказывается, вся китайская живопись пронизана символическими значениями. И даже начальное обучение живописи в Китае (еще с древних времен) начиналось с изображения «Четырех Благородных».

Значки, очень похожие на современные обозначения «сердечка» и любви, появились давно. У этрусков и древних греков, живших задолго до начала нашей эры, эти изображения имели несколько другое значение. Примерно в XIII веке «сердечко» обрело смысл, который мы имеем в виду, ставя «лайки» в Интернете, подписывая открытки любимым или складывая пальцы рук в виде сердца. История дает несколько версий возникновения этого смысла. И еще несколько — легенды.

По интернету циркулирует один интересный петроглиф. К сожалению, единственная информация о нем — это то, что он был обнаружен в Хакасии, в Сибири, и что он датируется 5000 годом до нашей эры. То, что мы видим, вероятно, имеет астрологический символизм, и я попробую поочередно расшифровать каждый из его фрагментов.

 

 

 

Хакасский петроглиф, 5000 лет до н. э.

Недавно на занятии логикой упражнялись с учеником в определении понятий. И среди прочих попытались ответить на вопрос, что такое восхищение, чем оно отличается от восторга, радости, удовольствия и подобных. Конечно, всё это требует более глубокого осмысления, но мысли родились интересные.

Обычно мы говорим о своём восхищении тем или иным человеком, его качеством, поступком, мастерством (например, как художника). Почему именно такими? Возможно, потому что эти качества очень значимы и ценны для меня, где-то в глубине души я сам стремлюсь к ним, если не в той же форме, то той же сути. Рассматривая картину или читая книгу, я восхищаюсь глубиной мысли автора, его способностью увидеть и выразить суть вещей (для меня это, например, Левитан, Нестеров, Сервантес). Я не пишу ни книг, ни картин, но умение их авторов понимать и передавать для меня очень актуальны. Однако чем я был восхищен, созерцая пейзаж с вершины Азов-горы, ведь у него нет автора? И вот тут начинается самое интересное… а почему, собственно, нет? Возможно, восхищение пейзажем — это восхищение той Великой Рукой, которая создала его, как бы мы не называли ее Хозяина: Богом, Природой или как-то еще; а точнее, той Красотой, которая живет и в глубине меня самого.

* Этимологически «восхищение» связано с глаголом «хитить, хватать, похищать» и приставкой «вос-», по одной из версий указывающей на движение вверх...

«Прекраснейшая же из связей такая, которая в наибольшей степени единит себя и связуемое, и задачу эту наилучшим образом выполняет пропорция, ибо, когда из трех чисел — как кубических, так и квадратных — при любом среднем числе первое так относится к среднему, как среднее к последнему, и соответственно последнее к среднему, как среднее к первому, тогда при перемещении средних чисел на первое и последнее место, а последнего и первого, напротив, на средние места выяснится, что отношение необходимо остается прежним, а коль скоро это так, значит, все эти числа образуют между собой единство» (Платон, «Тимей»).

Золотые ворота на южной стене собора Св. Витта в Праге украшены решеткой с любопытными изображениями. 12 сцен из сельского быта соотнесены с 12 знаками Зодиака.

Поскольку астрологическая символика не так часто встречается в христианских храмах, стало интересно выяснить, как появились эти изображения. Их автор — знаменитый чешский скульптор Ярослав Горейц, известный чаще всего как создатель образа Голема для кинематографа.

Золотые ворота собора Св. Витта в Праге

Силы разрушения, естественным образом присутствующие в природе, были персонифицированы практически в каждом религиозном и философском учении. Со временем изначальное понимание функции этих сил искажалось, в результате чего сегодня они порой излишне демонизированы и окружены наивными суевериями. Почему так получилось? 

Происхождение дьявола

Во всех религиозных учениях есть противник божественного, эволюционного начала, но ни в одном темное начало не равно светлому. Зло всегда вторично по отношению к Добру.

 

Сатана из поэмы Джона Мильтона «Потерянный Рай». Иллюстрация Гюстава Доре

Это изображение вы точно видели. Молодые юноши и девушки выполняют акробатические трюки с большим быком. Они хватают его за рога, делают сальто через его голову, приземляются на спину. А затем с помощью еще одного сальто соскакивают на землю. Очень рискованный трюк. Но зачем?

Это фреска из Кносского дворца на Крите. Она создана приблизительно во втором тысячелетии до н. э. и принадлежит таинственной минойской цивилизации. На ней изображена так называемая таврокатапсия — ритуальные игры с быком.