Куда ведет «Путь масок»
- Информация о материале
- Автор: Мария Медникова
Ритуальные маски играют огромную роль в традиционной культуре многих народов мира. Феномен масок исследуют представители разных научных дисциплин: археологи пытаются понять историческую глубину этого явления, этнографы описывают многообразие и многофункциональность масок в разных частях ойкумены. Но опыт показывает: чтобы всесторонне изучить семантику масок, нужны совместные усилия этнологов, фольклористов, специалистов в области мифологии и физической антропологии.
Обращения к теме масок не избежали лучшие умы человечества. Неслучайно Клод Леви-Строс, знаменитый основатель школы структуральной антропологии, озаглавил одну из своих главных работ «Путь масок». В ней французский мыслитель подробно описал распространение традиции создания масок у аборигенных племен североамериканского континента. Но он оставил без ответа один существенный вопрос: а куда же, собственно, ведет «путь масок»?
Китай или Европа: кто первый?
- Информация о материале
- Автор: Леонид Завальский
Бумага и фарфор, компас и порох, румпель и многоярусные мачты — далеко не полный перечень изобретений, по Великому шелковому пути пришедших в Европу из Китая. Подвижной шрифт изобрел вовсе не Гутенберг, ткацкий станок не Картрайт, систему кровообращения открыл не Уильям Харви, и вовсе не Исаак Ньютон сформулировал первый закон механики. До этого раньше всех додумались китайцы.
И не только до этого. Половина всех важнейших изобретений, без которых современный человек уже не представляет своей жизни, сделана в Китае — так считает английский ученый Джозеф Нидхэм, директор Научно-исследовательского института в Кембридже, автор фундаментального 25-томного труда «Наука и цивилизация в Китае».
«Счастье жить» Йозефа Гайдна
- Информация о материале
- Автор: Анна Мироненко
Согласитесь, нам трудно каждый день сохранять душевное равновесие и чувствовать себя счастливыми, довольствуясь одним лишь тем, что мы хорошо и с любовью выполняем свое дело.
А вот Гайдну это удавалось.
Йозеф Гайдн — сын каретника из Цвиккау. В детстве поет в церковном хоре в венском соборе Святого Стефана, в свободное от учебы время чистит на улицах сапоги прохожим, а по вечерам развлекает любителей музыки исполнением серенад и дивертисментов.
Орден милосердия
- Информация о материале
- Автор: Олег Филин
Раннее средневековье. Иерусалим. Главная цель паломничества, город, священный для всего христианского мира. Священный в том глубоком, подлинном, изначальном смысле, который нами, наверное, уже утерян. Что ждало пилигримов, устремившихся в этот город?
Долгий переход по землям, раздираемым непрерывными междоусобными войнами, постоянный риск потерять последние сбережения или саму жизнь, встретившись с шайкой разбойников, частое отсутствие крыши над головой или простой возможности согреться у огня. Те же счастливцы, кому удавалось добраться до моря и сесть на корабль, были еще весьма далеки от своей безумной мечты о священном городе, хотя и думали иначе, отплывая к неизвестным берегам. На море пилигримов ожидали не меньшие опасности — морская болезнь, теснота трюмов и жажда, штормы и пираты, перспектива окончить свои дни в рабстве. А преодолевших все это встречали трудные дороги Палестины, испепеляющее солнце и опасности не меньшие, чем в разобщенной Европе.
Эфес - город Артемиды
- Информация о материале
- Автор: Надежда Нестеренко
У синего-синего Эгейского моря, там, где в него впадает река Каистра, есть удивительный город. Его история насчитывает не одно тысячелетие и овеяна сотнями легенд. По некоторым из них, он был основан анатолийскими амазонками, вместе с троянцами защищавшими от греков Трою. Название же его происходит от слова apis — «пчела».
Сегодня я увидела Эвтерпу, совершеннейшую из муз
- Информация о материале
- Автор: Делия Стейнберг Гусман
Сегодня я увидела Эвтерпу, совершеннейшую из муз. Звуки ее флейты стали для нас символом музыки — науки муз, символом гармонии, венчающей союз наук и искусств.
Продолжая мои необыкновенные видения, она предстала предо мной в чудесном сиянии, словно по волшебству превращая в музыку ветер, проходивший через полый ствол ее флейты. Своевольный, беспорядочный поток воздуха инструмент преобразовывал в стройные и чистые звуки, составляя целый рассказ, который мы, люди, называем мелодией.
Концерт: состязание или согласие?
- Информация о материале
- Автор: Борис Хомичев
Вы бывали на концерте? Ну хотя бы когда-нибудь? И что же это, по-вашему, за штука? Правильно, «публичное исполнение музыки в специальном помещении» — именно так сухо ответит нам словарь. Однако — вы, наверное, весьма удивитесь! — слово «концерт» происходит от латинского concerto — «состязаюсь» и итальянского concertare — «согласовывать».
Состязание? Позвольте, футбольный матч, коррида, шахматы в конце концов — это понятно. А концерт!.. И какое тогда может быть согласие, ведь состязание — это борьба за победу, а кто же заранее согласен ее отдать?! Для согласия есть друзья, вечеринки... Попробуй тут разберись!
Давайте для начала перенесемся в XVII век, в Италию. О, какой бурной была эта эпоха! C приходом Нового времени в судьбе музыки наступил крутой перелом. Тема божественной гармонии и связанное с ней многоголосное звучание хора со временем перестала быть ведущей, и содержательная сфера музыкального искусства неизмеримо расширилась. Тема человека — которая утвердится в культуре на три долгих столетия — привнесла в него грандиозные страсти и жадный интерес к жизни, свойственные новой эпохе. Инструментальная музыка стала «повестью о мире и человеке», новые страницы в которой появляются и сегодня.