Мельпомена. Вдохновленная меднозвучной песней
- Информация о материале
- Автор: Анна Юдина
В руках у нее искаженная страданием трагическая маска и меч, а иногда палица, испытывающая и карающая. Недаром ее, покровительницу театра, музу трагедии, некоторые считают сильнейшей из муз.
Мельпомена — муза величественная и суровая, она строга как мать, наставляющая своих детей. Имя ее означает «поющая», ведь «мелос» по-гречески — «песня». Песня в древней Греции имеет обрядовое происхождение, а действия, которыми она сопровождалась, связаны с древними церемониями, посвященными богам. Из этих обрядово-церемониальных действий примерно в VI в. до н.э. рождается театр, который изначально был театром Мистерий, а его актеры — жрецами. Древнегреческий театр существовал в форме трагедии, комедии и драмы.
Во времена становления трагедии авторам было позволено черпать сюжет своих пьес из мифических традиций. Но под страхом смертной казни запрещалось разглашать их тайный смысл. Во всем театральном действии главенствуют Боги и Судьба, именно они управляют поступками людей.
Само происхождение театра связывается с культом бога Диониса, который по своему характеру принадлежит к «страдающим богам», умирающим и возрождающимся. И зрители в театре, проживая вместе с актерами смерть и новое рождение, выходили из театра уже другими...
От ее брака с речным богом Ахелоем рождаются сирены, испытывающие людей. Мельпомена через своих дочерей дает возможность пройти испытания на жизненном пути, не поддавшись искушениям и не изменив себе и своему долгу чести.
Зарайская реликвия
- Информация о материале
- Автор: Людмила Щерба
В 164 км к югу от Москвы находится старинный город Зарайск. Чего только ни повидал он на своем веку — взлеты и падения, славные сражения и годы мира, времена расцвета и угасания. Сегодня Зарайск — это узкие улочки с деревянными домиками, взбирающиеся на холмы или сбегающие к реке, купола церквей, тишина и покой. Кажется, что время здесь остановилось... Но есть в Зарайске одна драгоценность, отличающая его от многих тихих провинциальных городов. Здесь живет Крепость, настоящая, древняя, единственная уцелевшая в Подмосковье.
Китеж-Град
- Информация о материале
- Автор: Елена Дрожжина
Легенда о сокрытом на дне озера граде Китеже известна многим. Историки видят в нем лишь один из эпизодов, повествующих о борьбе русского народа с ханом Батыем, люди верующие — рассказ о чудесном спасении праведных жителей города от нападения врагов, исследователи мифов говорят о том, что Китеж — это символ, отражающий целый этап жизни человечества (некоторые проводят аналогии с материком Атлантидой, тоже, по легенде, ушедшей под воду).
Почему для многих людей так важен образ легендарного исчезнувшего города? Наверное, здесь присутствует не только научный интерес, но какое-то исконное стремление человека к тайне и к «земле обетованной».
Крепость, мы вернулись!
- Информация о материале
- Автор: Ольга Наумова
Крепость, мы вернулись! Мы снова здесь, в твоих старых, изрезанных трещинами-морщинами стенах. И мы вернулись с подмогой — уже не 26, а 80 твоих защитников заняли свои места.
К встрече мы готовились весь этот год — читали, писали, исследовали, составляли списки работ, покупали инструмент, копили деньги, мечтали и сочиняли песни.
Физика и лирика Жигулей
- Информация о материале
- Автор: Елена Косолобова
С 28 июля по 5 августа проходила экспедиция Культурного центра «Новый Акрополь» в Жигулевский государственный природный заповедник.
В ней приняли участие ученые и добровольцы из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Великого Новгорода, Твери – всего около 40 человек.
Вот уже второй год подряд группа ученых и энтузиастов из Культурного центра «Новый Акрополь» едет в Жигулевский заповедник. И если в прошлом году нас вело желание познакомиться и немного помочь, то в этом году программа была гораздо более обширной и интересной. Хотелось и что-то сделать своими руками для заповедника, и заняться научными исследованиями.
Знакомьтесь: грибы
- Информация о материале
- Автор: Елена Ажнина
Наши собеседники в разговоре о грибах — молодые ученые Екатерина и Вера Малышевы. Сестры-близнецы, они в свое время выбрали одну и ту же специальность — микологию, науку, занимающуюся грибами. Сейчас они учатся в аспирантуре Санкт-Петербургского государственного университета. А встретили мы их в Жигулевском заповеднике, где уже второй год они занимаются изучением грибов Самарской области. Собран огромный материал, результаты работ опубликованы в научных статьях и представлены на фотовыставках. В этом году Екатерина и Вера как молодые талантливые ученые стали лауреатами премии им. И.И. Спрыгина, которая присуждается за работу в области заповедного дела.
Устарела ли клятва Гиппократа?
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Роменская
«Врачи Европы и Америки хотят изменить клятву Гиппократа». Статьи с подобным названием появились в прессе, после того как в феврале 2002 г. в медицинском журнале «Ланцет» был напечатан проект нового этического кодекса для врачей.
Клятва Гиппократа сегодня является символом этических норм врача. Если обратиться к истории медицинской этики, то и задолго до Гиппократа у врачей были кодексы. Самый ранний из дошедших до нас — это «Кодекс Хаммурапи» (Месопотамия, 2050 г. до н.э.). Существовали также «Советы Эскулапа» — советы для молодых людей, которые хотят посвятить свою жизнь медицине. После Гиппократа нам известны: в средневековой Европе Кодекс Арнольда из Вилановы, у исламских врачей «Клятва врача» Маймонидов и многие другие. Все они содержат свод этико-моральных правил взаимоотношений между врачом, пациентом и обществом. Суть их за четыре тысячи лет не изменилась, за исключением тонкостей, характерных для определенной эпохи. Так, например, в Клятве Гиппократа есть пункт «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария», а во времена средневековья в Клятве врачей Парижа был пункт «защищать католическую религию».