Психологический и биологический возрасты человека, как говорят психологи, часто различаются. Кроме того, первый способен влиять на второй, замедляя или ускоряя процесс старения нашего организма. И получается, психологический возраст, возраст нашей души, гораздо важнее, чем возраст хронологический.
Психологи А. Кроник и Е. Головаха предлагают такой эксперимент. Представьте, что дата вашего рождения в паспорте указана неправильно и никто не знает вашего точного возраста. Попробуйте, основываясь на своем внутреннем опыте, сказать, сколько вам сейчас лет.
Ну как?

Когда человек первый раз поздоровался с человеком? Должно быть, при Первой встрече. Но как же давно это случилосьѕ События библейской давности (я про Вавилонскую башню) уже никогда не позволят нам узнать, что было сказано в ту Первую встречу, но после смешения языков мы стали активнее пользоваться жестами. Так что все наши приветствия, как бы стильно или старомодно они ни выглядели, появились еще в незапамятные времена.
С тех пор смысл многих жестов и сами жесты не очень сильно изменились. Одно из древнейших приветствий — вытянутая вверх и вперед рука с открытой ладонью. Этим жестом человек передавал все лучшее, что в нем есть. Так приветствовали богов и людей в Древнем Египте, Древнем Риме и благословляли в Средние века. Мы тоже взмахиваем рукой, встречая приближающегося к нам издалека человека. Дамы предпочитают украшать этот жест игривым перебором пальчиков, а среди молодежи прочно укоренился его нарочито небрежный «вариант». Политики приветствуют им своих слушателей, а президент США — народ во время церемонии инаугурации.

Архетип, коллективное бессознательное, комплекс, четыре психологических типа личности — все мы знаем, что эти термины ввел Карл Густав Юнг, родившийся 130 лет назад. Но все ли мы понимаем, что за ними стоит?
«Я увидел незабываемый сон, который одновременно и испугал меня, и ободрил. В нем я оказался в незнакомом месте и медленно шел вперед в густом тумане навстречу сильному, почти ураганному ветру. В руках я держал маленький огонек, который в любую минуту мог погаснуть. И все зависело от того, сохраню ли я его жизнь. Вдруг я почувствовал, что кто-то идет за мной, и, оглянувшись, увидел огромную черную фигуру. Она следовала за мной по пятам. И в тот же миг, несмотря на охвативший меня ужас, я понял, что должен идти и вопреки всем опасностям пронести, спасти мой маленький огонек...»

В этом изречении, которое мы извлекли для рассмотрения из сокровищницы индийской культуры, нашло отражение одно из множества универсальных учений, представленных в «Бхагавадгите».
Это учение о существовании долга.
Но о каком долге говорит «Гита»? Кому и за что мы должны?
Кришна, Учитель, который наставляет перед сражением воина Арджуну, передает ему знание о существовании в Природе двух законов — Дхармы (долга, предназначения) и Кармы (закона причин и следствий, служащего для того, чтобы человек мог узнать свой долг и предназначение).
«Своему долгу следуют все существа в Природе», — утверждает «Гита». Подобно тому как зерно, брошенное в землю, стремится исполнить свой закон — вырасти в колос, так и каждый человек должен исполнять свой закон, свой долг перед Природой. Каждый из нас приходит в этот мир с талантами, которые подарила нам Судьба и которые мы должны развивать и совершенствовать.

Все мы мечтаем о дружбе, о настоящих, доверительных отношениях, о близких, родных людях, которые понимали и, главное, принимали бы нас такими, какие мы есть. Иногда нам кажется, что это невозможно, что настоящая дружба и великая любовь только в романах и кино, а в жизни... Нет, жизнь — это другое.
Странная вещь получается. Время, в которое мы живем, — время побед в области средств коммуникации. Мобильные телефоны, Интернет, электронная почта — все есть, пользуйся на здоровье... Но отчего-то эти технические средства, раздвигающие границы пространства и времени, не делают нас ближе, а наоборот, мы становимся более закрытыми и, сами того не замечая, в стремительной гонке нашей жизни привыкаем довольствоваться поверхностными отношениями.

Сила в покое.
Йог Рамачарака

Искусство расслабления, казалось бы нехитрое, многим дается с превеликим трудом. Однако дело того стоит: те, кто вполне овладел им, могут творить чудеса.
Как говорят и восточные, и западные учения, наше душевное состояние влияет на физическое, и наоборот. То есть умение расслабляться помогает не только избавиться от множества болезней, но и обрести спокойствие и уверенность.
Описывая упражнения на расслабление, я буду придерживаться методики индийской йоги, хотя нечто похожее вы найдете и в китайском у-шу, и в западном аутотренинге, и в других системах.

Какую мелодию вы сейчас про себя напеваете? Может быть, сонату Баха или «Музыкальный момент» Шуберта? Хотя, скорее, незамысловатую песенку про шоколадного зайца, которую крутили около метро.
Скажите, вы всегда замечаете, что звучит вокруг? Или реагируете только на крайности — очень громкие звуки или мертвую тишину? Ведь, как правило, люди, живущие в больших городах, постоянный звуковой фон воспринимают совершенно естественно, а вот его отсутствие вызывает дискомфорт.
Но обращаем мы внимание на то, что звучит вокруг нас, или не обращаем, хотим мы того или не хотим, звуки воздействуют на нас — на наше настроение, наше состояние. Музыка может вознести до небес, наполнить жизнью, а может ввергнуть в глубокую депрессию и даже довести до самоубийства.
Получается, человек всего лишь пассивный «потребитель звуков»? Или он в состоянии определить, какие из них полезны, а какие нет? Можно ли однозначно разделить музыку на плохую и хорошую и определить силу ее воздействия на нас?

Сегодня я увидела Эвтерпу, совершеннейшую из муз. Звуки ее флейты стали для нас символом музыки — науки муз, символом гармонии, венчающей союз наук и искусств.
Продолжая мои необыкновенные видения, она предстала предо мной в чудесном сиянии, словно по волшебству превращая в музыку ветер, проходивший через полый ствол ее флейты. Своевольный, беспорядочный поток воздуха инструмент преобразовывал в стройные и чистые звуки, составляя целый рассказ, который мы, люди, называем мелодией.

Вы бывали на концерте? Ну хотя бы когда-нибудь? И что же это, по-вашему, за штука? Правильно, «публичное исполнение музыки в специальном помещении» — именно так сухо ответит нам словарь. Однако — вы, наверное, весьма удивитесь! — слово «концерт» происходит от латинского concerto — «состязаюсь» и итальянского concertare — «согласовывать».
Состязание? Позвольте, футбольный матч, коррида, шахматы в конце концов — это понятно. А концерт!.. И какое тогда может быть согласие, ведь состязание — это борьба за победу, а кто же заранее согласен ее отдать?! Для согласия есть друзья, вечеринки... Попробуй тут разберись!
Давайте для начала перенесемся в XVII век, в Италию. О, какой бурной была эта эпоха! C приходом Нового времени в судьбе музыки наступил крутой перелом. Тема божественной гармонии и связанное с ней многоголосное звучание хора со временем перестала быть ведущей, и содержательная сфера музыкального искусства неизмеримо расширилась. Тема человека — которая утвердится в культуре на три долгих столетия — привнесла в него грандиозные страсти и жадный интерес к жизни, свойственные новой эпохе. Инструментальная музыка стала «повестью о мире и человеке», новые страницы в которой появляются и сегодня.

Танец исправляет природные недостатки тела и дурные привычки; он придает человеку вид непринужденности и грации, вносящей столько приятности во всякий поступок... Он делает человека более ловким на службе королю, как на поле битвы, так и в его развлечениях.
Etablissement de L’Academie royale de danse

Странная смесь грации и силы,
легкости и величия,
чувственности и благородства —
все то, что и составляет
несравненное очарование
стиля Людовика XV.
П. Масон

Барокко — эпоха, в которую танцу отводилось очень важное место в жизни и культуре, как, может быть, никогда более. Во Франции король и королева, весь двор и те, кто стремился двору подражать, непременно учились танцам. Плавные, отработанные жесты, которым обучал танцевальный мастер, постепенно становились естественными. Так понемногу складывалась утонченная манера в обращении, которой славился французский двор в XVII веке.