Пропаганда и свобода
- Информация о материале
- Автор: Хорхе Анхель Ливрага
Начиная разговор о свободе и пропаганде, нам нужно прежде всего хоть сколько-нибудь ясно определить, что мы понимаем под тем и другим. Начнем с первого – со свободы. Мы не сможем дать ей исчерпывающее и сжатое определение, это сразу понятно. Но предположим, что мы хотим изобразить свободу в художественной форме. Тогда, возможно, мы воспользуемся образом разорванных цепей или человека, пробивающегося через преграды, — одним словом, выберем образ, который имеет отношение к окружающему миру. Свободу нельзя определить как какую-то сущность, обычно она связывается с противостоянием, с противопоставлением окружающего мира и «я», которое хочет выразить себя. Давайте вспомним, что о свободе думали люди в древности.
Во-первых, определений свободы существует почти столько же, сколько мыслителей и философов, и то, что для одних — свобода, для других иногда таковым не является. Этим объясняется такое разнообразие идей и толкований свободы. На Древнем Востоке свободу всегда представляли как нечто обусловленное: человек постоянно ищет свободы, или освобождения (говоря о восточной философии, мы обычно используем такой перевод), и этот поиск всегда обусловлен окружающим миром. Но рождается он из самой глубины человеческого существа, из самого его духовного корня; из глубины человека рождается потребность в свободе, в выражении себя, рождается необходимость быть.
Мы проживаем мифы, мифы живут в нас
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
Интервью с Маргаритой Федоровной Альбедиль, доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Музея антропологии и этнографии РАН.
- Сознание историческое и мифологическое: в чем разница? Как эту разницу понять простому человеку? И нужно ли ему ее понимать?
Сначала давайте уточним значение слова «миф». Для большинства наших современников миф – это выдумка, нелепица, фантазия, то чего быть не может и никогда не было. Мы противопоставляем миф реальности, поэтому мифам – и в мифы -- не верим и любим их развенчивать. Для человека же, условно говоря, мифологического, дело обстояло ровно наоборот. Миф как раз и был самой настоящей реальностью, священной историей, именно такой, какая человеку нужна. Она хранила память не о правителях и полководцах, не о войнах и заговорах, то есть о делах сугубо человеческих, единичных и незакономерных, а о деяниях богов и героев, о тех перводелах и первособытиях, которые происходили до начала времен. А людям оставалось лишь подражать им, чтобы сохранить мир в гармонии и равновесии.
«Пойми меня!» Риторика взаимопонимания в вопросах и ответах
- Информация о материале
- Автор: Ольга Наумова, Светлана Обухова, Леонид Мебель, Юлия Костромина
Давайте начнем с небольшого теста.
Скажите, удовлетворены ли вы тем, как вас понимают окружающие? Всегда ли вам хватает слов, чтобы выразить мысль или переживание? Довольны ли вы ясностью, четкостью и последовательностью своих высказываний?
Если хотя бы на два из этих вопросов вы ответили утвердительно, дальше можете не читать. Ну, разве так только, для интереса.
А если вы не совсем довольны тем, как вас понимают, или совсем недовольны — скажите, а много ли мы делаем, чтобы было по-другому?
Осмелимся утверждать, что делаем мы мало или почти ничего.
Общение, взаимопонимание — это МОСТ, который мы возводим кирпичик по кирпичику (а вот разрушить можем одним неловким словом). Есть ли какие-то правила этого строительства?
Есть конечно. И они всем прекрасно известны. Не претендуя на полноту и всеохватность, напомним несколько нехитрых секретов, упражнений и даже игр.
Солнце над горизонтом
- Информация о материале
- Автор: Ольга Сизова
Таинства природы и красота жизни отзываются в человеческом сердце, и только оно одно может за видимыми образами различить то, чего не видят физические глаза, — Послание, открывающееся глазам сердца.
Одно из них мы можем видеть каждый день, когда глядим на небо в ясную погоду. Его пытались разгадать на протяжении многих тысячелетий, — послание нашего светила.
Солнце над горизонтом — этот образ природы связывает два мира, видимый и невидимый.
Артур Конан Дойль
- Информация о материале
- Автор: Елена Князева
Он обожал приключения, увлекался автомобилями, мотогонками, полётами на воздушном шаре, ходил на китобойном судне. Но однажды придумал Шерлока Холмса...
Артур Игнатиус Конан Дойль был первенцем в эдинбургском семействе разорившихся аристократов. Его отец Чарльз, художник, зарабатывал мало, едва сводил концы с концами и незаметно пристрастился к выпивке. Матушка Мери занималась детьми — их кроме Артура в семье появилось ещё шестеро. Она часто читала детям книги или сама сочиняла для них разные истории.
Дом над озером
- Информация о материале
- Автор: Юлия Морозова
Заонежье. Край неба и воды. Когда смотришь на карту Карелии, то кажется, будто эти места прочесала с севера на юг чья-то богатырская пятерня и оставила в земле вмятины; потом их заполнила вода — и образовались озёра. Много озёр! Но среди них одно — как море, как небо, опрокинутое на землю: Великое Онего.
Именно здесь, в Заонежье, в XIX веке учёные-подвижники Пётр Рыбников и Александр Гильфердинг собрали в сёлах сотни русских песен и былин! Да, да, тех самых, которые мы изучаем в школе, — о Добрыне Никитиче, об Илье Муромце. Сначала удивляешься: «Как, здесь?!» А потом, погружаясь в историю края, понимаешь: ну конечно, где же, если не на Русском Севере, могли храниться самые сокровенные богатства народа — былины, сказки, песни!
Трубящие ангелы надежды
- Информация о материале
- Автор: Ольга Наумова
Образ трубящего ангела — непременная часть любого изображения Страшного суда, то есть символ грядущего наказания за все наши прегрешения, — так обычно считается. Однако есть в мировой культуре несколько изображений этого грозного символа, которые несут совсем иное послание — послание света, любви, радостного удивления перед грядущим.
Ангел кисти Андрея Рублёва в Успенском соборе Владимира — одно из немногих, кажется, доподлинных произведений великого мастера. Сам собор был поставлен ещё в конце XII века; во время Батыева нашествия XIII века страшно пострадал, горел. Только в 1408 году нашлись силы для его восстановления. Для росписи призвали из московского Андроникова монастыря весьма уважаемых мастеров — Даниила Чёрного и Андрея Рублёва. Они и создали фрески, частично сохранившиеся до наших дней. От работы Рублёва осталось в западной части собора изображение Страшного суда — апостолы и ангелы, праведники, идущие в рай, два трубящих ангела, возвещающих о приближении Суда для всех живущих и умерших.