Музей одного театра
- Информация о материале
- Автор: Елена Белега
Музей, хранящий подлинные вещи, которые остаются неизменными всегда, и театр, спектакль в котором живет только один вечер. Постоянство и эфемерность. О том, как они соотносятся, рассказывает заместитель директора музея МХАТ Юрий Михайлович Виноградов.
• Юрий Михайлович, музей МХАТ — особый музей, и здесь совершенно особый мир. Как он создавался?
Музей Московского Художественного академического театра — единственный в своем роде. Это музей одного театра, где прослеживается его путь за более чем столетнюю историю. Здание МХАТ построено на деньги предпринимателя Саввы Морозова, а проект безвозмездно сделал архитектор Шехтель, причем не только архитектурный проект, но и весь внутренний дизайн театра вплоть до дверей и ручек, униформы капельдинеров, — то есть создал «фирменный» мхатовский стиль. Когда Шехтель делал проект здания, то Станиславский на плане одного из помещений написал: «Здесь будет музей редких вещей». Открытие музея в 1923 году, в год 25-летия МХАТ, стало воплощением мечты К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко о том, чтобы сохранить память о спектаклях для истории театра, для истории культуры. В связи с юбилеем МХАТ была открыта первая историческая выставка, рассказывавшая о пути театра, которая и послужила началом собирания и хранения, бережного обращения с театральными вещами.
Зачем нужна генетика?
- Информация о материале
- Автор: Наталья Чуличкова
Мы публикуем интервью с известным российским генетиком, академиком Юрием Петровичем Алтуховым. Сначала мы думали, что это будет мнение профессионала о современных проблемах наследственности, но разговор очень скоро вышел из чисто научных рамок и приобрел характер размышлений о роли знания, о современной жизни, об исторических путях России.
Клонирование
- Информация о материале
- Автор: Алексей Чуличков
С момента появления в прессе сообщения о знаменитой овечке Долли страсти вокруг клонирования не утихают во всем мире. Так возможно ли клонирование людей? И если да, то чем это для нас обернется?
Термин «клонирование» происходит от греческого слова klon, которое означает «веточка, побег, черенок» и имеет отношение прежде всего к вегетативному размножению, то есть к размножению, происходящему неполовым путем. При таком размножении образуются организмы с тем же самым набором хромосом, что и у родителя. А поскольку именно в хромосомах содержится вся информация, определяющая форму, размеры и строение организма, клоны оказываются идентичны родителям и похожи на них, как близнецы.
Белоснежная сказка балета
- Информация о материале
- Автор: Ольга Климова
Луч света прорезает темноту и выделяет балерину в белом воздушном наряде. Она приподнимается на пальцы, и...
Таким мы видим балет, таким он предстает в нашем воображении каждый раз, когда мы слышим это слово. Образ балета нерасторжимо связан в нашем сознании с белоснежным тюником танцовщицы. Кажется, что так было всегда. Но так ли это на самом деле? Какой была одежда танцоров в те времена, когда балет только рождался, и когда, собственно, появился тот костюм, который мы знаем сегодня?
Аркаим. Сердце Евразии
- Информация о материале
- Автор: Ольга Короткова
Аркаим, загадочный древний город, расположен там, где проходит условная граница Европы и Азии. Здесь, на перекрестье исторических дорог, взаимодействовали и взаимообогащались культуры индоевропейских, угорских и тюркских народов. Здесь около четырех тысяч лет назад возникла и развивалась необычная культура.
Сенсацией двух последних десятилетий XX века стало открытие на Южном Урале «Страны городов». Множество публикаций в научной литературе и периодической печати рассказывали о необыкновенной находке археологов в уральских степях. И хотя нас сегодня вообще трудно чем-либо удивить, все же это странное имя — Аркаим — и связанные с ним многочисленные загадки и вопросы продолжают будоражить воображение не только ученых — археологов, историков, философов, но и всех интересующихся происхождением цивилизаций и культур.
Нам давно хотелось обратиться к этой теме на страницах журнала, и вот, наконец, состоялась встреча.
Наш собеседник — директор природно-ландшафтного и историко-археологического центра «Аркаим», кандидат исторических наук Геннадий Борисович Зданович, человек, чье имя неразрывно связано с Аркаимом. Геннадий Борисович — не просто официальное лицо; он — так и хочется сказать — ангел-хранитель этого места, тонко чувствующий его глубокие корни и переживающий за его судьбу.
Что хранит заповедник?
- Информация о материале
- Автор: Наталья Чуличкова
Заповедник... Это больше чем охраняемая природная территория для растений и животных. Скорее, это Заповедь для нас, людей.
Уже второй год корреспонденты журнала «Новый Акрополь» отправляются в путь, чтобы рассказать читателям журнала о жизни заповедников, об их проблемах и радостях. В N 4(17) за 2000 г. мы писали о Приокско-Террасном заповеднике. Сегодня речь пойдет об Окском, в Мещере.
Окский государственный биосферный заповедник — один из островков нетронутой природы в самом сердце России. Заповедник представляет природу Мещеры, удивительного уголка Земли, воспетого К. Паустовским, подарившего миру Сергея Есенина и К.Э. Циолковского. Уже более 65 лет заповедник сохраняет природу этого древнего края.
Наука путешествовать
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Чамова
Чтобы стать путешественником, а не экскурсантом или отдыхающим, надо учиться. «Нет науки о путешествии», – возразите вы. Зато есть путешественники, постигающие ее силой своей человеческой души, неутомимо и упорно идущие по пути.
Пушкин:
«К чему холодные сомненья?..»
Начнем традиционно — с классиков. Как известно, самый классический классик — это Александр Сергеевич Пушкин. Он всегда неожиданно актуален. Вот что он пишет в «Отрывке из письма к Д.» о своем путешествии в Крым:
«Из Азии переехали мы в Европу (из Тамани в Керчь) на корабле. Я тотчас отправился на так называемую Митридатову гробницу (развалины какой-то башни); там сорвал цветок для памяти и на другой день потерял без всякого сожаления. Развалины Пантикапеи не сильнее подействовали на мое воображение. Я видел следы улиц, полузаросший ров, старые кирпичи — и только.
<...> В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes (фонтаном слез). Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат.
<...> Растолкуй мне теперь, почему полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть неизъяснимую? Отчего так сильно во мне желание вновь посетить места, оставленные мною с таким равнодушием? или воспоминание самая сильная способность души нашей, и им очаровано все, что подвластно ему?»