Послание Марка Шагала
- Информация о материале
- Автор: Дина Бережная
Кто этот человек? Художник — но еще и поэт. По-детски наивный — или мудрый? Что за картины у него? Почему этот вихрь цвета, населенный странными, свободно парящими персонажами, живет в лучших музеях мира и притягивает к себе многие поколения людей? Может быть, потому, что Марк Шагал умел мечтать — и умел делиться своими мечтами, воплощенными в красках и формах.
В книге воспоминаний «Моя жизнь» Шагал описал свой сон о посетившем его небесном посланнике. «Темно. Вдруг разверзается потолок, гром, свет — и стремительное крылатое существо врывается в комнату в клубах облаков. Тугой трепет крыльев. Ангел! — думаю я. И не могу открыть глаза — слишком яркий свет хлынул сверху. Крылатый гость облетел все углы, снова поднялся и вылетел в щель на потолке, унося с собой блеск и синеву»… Это событие обрело форму на картине «Видение». Что это было, чудо? Всем своим искусством Шагал утверждает, что чудо возможно. Как крылатый гость в темную мастерскую художника, так и в привычное течение жизни любого человека иногда врывается что-то едва уловимое, чудесное. Это, может быть, еще не способность летать, но хотя бы мечта о полете. Для Шагала открытость чуду — это драгоценный, но в то же время и самый естественный дар человека.
Художник прожил долгую жизнь, почти сто лет. Он родился в XIX столетии, а в конце XX приезжал в СССР на открытие своей первой после полувека забвения выставки на родине. Шагал не переставал рисовать до последних дней жизни; он оставил после себя огромное художественное наследие: живописные полотна и монументальные росписи, книжные иллюстрации, серии гуашей и гравюр, витражи, мозаики. Его работы — единая тема с бесконечными вариациями, грандиозная симфония о человеке земном и небесном, о столь простой и мистической способности любить, о мире, который есть чудо.
«Для страны нет большего ресурса, чем человек»
- Информация о материале
- Автор: Максим Климов, Юлия Морозова
Интервью с Виктором Алексеевичем Шалаем, директором Приморского краевого музея имени В. К. Арсеньева
Для жителей европейской части России (то есть для большинства) Владивосток — это символ края Земли. Интересно, что если спросить жителя Владивостока, как далеко Москва, то ощущение бесконечной удаленности не появится ни в его глазах, ни в словах. Этот удивительный парадокс разного ощущения расстояний существует несмотря на то, что мы живем в век самолетов и Интернета. И, оказывается, у этого есть свои «исторические» причины.
Здесь, во Владивостоке, как и во многих городах России, есть свой краевой музей. Каким он был раньше — нам трудно сказать, мы его не видели, но какой он сейчас! Это живое, наполненное идеями и насыщенное разными деталями пространство. И — что самое удивительное — многое можно не только рассмотреть, но и потрогать. Каждый зал индивидуален, как портрет человека, будь то зал о древнем захоронении времен чжурчженьского царства или зал о традиционных народах Приморья — удэгейцах, нанайцах, орочах — с древом жизни, символически соединяющим небо и землю. Или кабинет исследователя XVIII–XIX веков, в котором многочисленные шкафы и комоды наполнены коллекциями минералов, гербариями и другими интересными артефактами, а на столе развернуты географические карты. Вы попадаете в атмосферу рабочего кабинета русского первооткрывателя этих земель — как будто хозяин дома вышел ненадолго, а вы ненароком заглянули к нему. В залах «Время Дороги», «Время Города», «Время Дела» сплетаются разные чувства людей: горечь разлуки с родиной, счастье встреч, обретение нового дома, азарт коммерческого дела, открытие новой страницы жизни. Здесь встречаются и взаимодействуют разные культуры, языки, народы.
В музее оживленно — школьники, взрослые, — а в зале с природой Приморья даже можно заметить деловито расхаживающего кота, то и дело интересующегося витриной с рыбой — ну что ж, его интересы вполне понятны.
Музей — это целый комплекс площадок (Дом путешественника Арсеньева, Дом чиновника Суханова и Музей города) и еще филиалы в пяти населенных пунктах Приморья. Главный корпус музея расположен в самом центре Владивостока на пересечении двух первых улиц города — Светланской и Алеутской — и своими окнами смотрит на город и на людей.
Минералы
- Информация о материале
- Автор: Алексей Чуличков
Как часто, проходя по тропинке или по какой-нибудь проселочной дороге, встречая на пути булыжник, мы с досадой пинаем его, сетуя, что он помешал нам идти. Мы привыкли думать, что камень — кусок мертвой материи, годный только на то, чтобы заполнить яму на дороге или лечь в фундамент дома…
Но возьмите его в руки, отмойте от дорожной пыли, отшлифуйте одну из граней, и вы увидите удивительную красоту — внутреннюю красоту камня, порядок его зерен, рисунок прожилок. Если повезет, то он откроет вам игру света, проникающего вглубь породы или отражающегося от ее поверхности. И вы почувствуете, что держите в руках кусочек истории Земли, маленькую ее частицу, свидетельницу процессов, глубоко скрытых под землей.
Пер Гюнт. Человек потерянный
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Европа середины XIX века. Помимо всех грандиозных событий в политической, экономической и тому подобной жизни что-то очень значительное происходит во внутренней жизни людей — менее заметное, но более важное, так как именно оно впоследствии определит судьбу Европы и всего мира. Как будто гигантский маховик истории пришел в движение внутри наших душ, начав новый свой поворот, разрушая то, что казалось незыблемым. Снова стали актуальными вечные вопросы о природе человека, о его месте и роли в мире, о предназначении. Тогда немногие это осознавали, в основном это были художники, поэты, писатели, философы. Их главная заслуга, наверное, не только в попытке ответить на эти вопросы, а в том, что они сформулировали эти вопросы для нас.
В первой половине XIX века датский философ Сёрен Кьеркегор пишет о кризисе человека, утратившего свои идеалы. Его идеи — зерна будущей экзистенциальной философии, один из основных вопросов которой — реальность человека, его положение и его перспективы в мире. Эти же вопросы волнуют Ибсена, которые он ставит в своих пьесах. Одной из постоянных его тем является конфликт между прошлым и настоящим. В «Кесаре и Галилеянине», «Бранде», «Пер Гюнте» Ибсен поднимается до глобальных исторических проблем — смерти старых идеалов и поиске новых, который приводит порой к крайностям. Мы прикоснемся только к одной из этих пьес — «Пер Гюнту», написанной в 1867 году, два года спустя после выхода «Бранда» (их герои полностью противоположны друг другу, как будто Ибсен исследовал различные способы реакции на кризис).
О времени в философии и естествознании
- Информация о материале
- Автор: Алексей Чуличков
Моя любовь к физике родилась в средней школе при изучении механики. Нам объясняли основные понятия — материальные точки, их массы, координаты, скорости и ускорения. На материальные точки действуют силы, изображающиеся стрелочками. Эти точечные объекты и их параметры подчинены законам Ньютона, позволяющим рассчитать и орбиты планет, и силу, которую нужно приложить к веревке, чтобы сдвинуть санки, стоящие на льду, — все это завораживало, и казалось, что мы стали обладателями каких-то магических знаний. Нам теперь по силам предсказать практически все, что может случиться в нашей Вселенной, ведь ее можно представить как множество материальных точек…
Прекрасная стройность математических построений классической физики заставляла верить в то, что мир наш действительно представляет собой пустое пространство, в котором кое-где находятся объекты и течет время. И рискну утверждать, что именно так многие мыслят себе пространство и время, в которых мы живем. Однако попытка разобраться в том, как именно течет время и как устроено пространство, показывает, что не все так просто.
«Время — это жизнь». По страницам книги «Момо» Михаэля Энде
- Информация о материале
- Автор: Екатерина Хамидуллина
«Есть на свете один важный, но совсем будничный секрет. Все люди к нему причастны, каждый его знает; но только немногие о нем думают. Многие просто принимают его к сведению, ни капли ему не удивляясь. Секрет этот — время.
Для измерения времени созданы календари и часы, но от них мало толку, потому что каждый знает, что один час может показаться вечностью и вместе с тем промелькнуть как мгновение — смотря по тому, что за этот час пережито.
Ведь время — это жизнь. А жизнь обитает в сердце».
Михаэль Энде «Момо»
Фразы типа «у меня нет времени», «мне сейчас некогда заниматься этим», «я ничего не успеваю» — неотъемлемая часть нашей жизни. Мы погружаемся в изучение тайм-менеджмента, лишь бы научиться экономить время и использовать его более эффективно. Мы боимся потерять и упустить время своей жизни. А что такое время? Можно ли его сэкономить? Какое время можно считать потерянным, а какое нет?
Как подружиться со временем
- Информация о материале
- Автор: Наталья Радченко
Не знаю, как складывались взаимоотношения со временем у вас, дорогие читатели, но мне они всегда давались непросто. Времени никогда не хватало и казалось, что я ничего не успеваю. Апогей пришелся на то время, когда я окончила университет и начала работать, при этом готовясь к защите диссертации и имея параллельно несколько добровольческих проектов, которые на тот момент уже были неотъемлемой частью моей жизни.
Конечно же, я попробовала планировать свои дела, вести ежедневник, составлять списки дел на каждый день. Но (наверное, это многим читателям знакомо) это только усилило давление, потому что списки постоянно росли и приводили меня в еще большее отчаяние.
Среди моих знакомых в то время появилась одна дама, которая поражала меня своим спокойствием и тем, как много она всего успевает. С ней у меня навсегда связалась фраза «Торопись медленно». Ее пример меня очень вдохновлял, хотелось достичь того же — научиться быть эффективной и в то же время не чувствовать себя загнанной лошадью, иметь возможность спокойно общаться с друзьями, не перебирая в этот момент в уме, что я еще не успела сделать.
И в один прекрасный день благодаря друзьям для меня открылся мир тайм-менеджмента. Нет, я не скажу, что жизнь моя с тех пор полностью изменилась, но тогда мне это очень помогло остановиться и увидеть, как прекрасен мир вокруг. И в разные периоды жизни я использовала эти методы то более, то менее интенсивно. Но все-таки инструмент был освоен, и теперь при необходимости я всегда к нему возвращаюсь.