Греция в Турции. По следам мудрецов
- Информация о материале
- Автор: Марина Молоствова
Иония
Иония — историческая область Древней Греции на побережье Эгейского моря, на западе современной Турции. Она объединяла большие города-полисы (такие как Милет, Приена, Эфес), а также включала в себя острова Хиос и Самос. В VII веке до н.э. 12 полисов объединились в Ионийский союз для борьбы с общим врагом. Позже Иония, находившаяся на пересечении торговых путей — морских и сухопутных, — стала развиваться и процветать. В архаическую эпоху она стала крупнейшим культурным центром Греции. Как писал Геродот, ионийцы «жили под самым красивым в мире небом и в самых лучших климатических условиях».
Здесь в VI веке до н.э. была основана первая древнегреческая научно-философская школа, — Милетская. В нее входили Фалес, Анаксимен, Анаксимадр, Анаксагор, Архелай. Эти философы-досократики стали основоположниками европейской науки — физики, астрономии, метеорологии, биологии, географии, математики. Они смотрели на мир как на единое живое целое и за многообразием явлений искали единый первоисточник, вечное, бесконечное, божественное первоначало. Философ Х. А. Ливрага в статье «Встреча Востока и Запада писал»: «Если мы обратимся к досократикам, то обнаружим, что под этим влиянием находился ряд философов, называемых Анакс, которые привнесли в представления о мире восточные элементы…»
4R, или Как жить без вреда для Природы
- Информация о материале
- Автор: Мария Бурла
Как известно, слово «экология» переводится с греческого как «наука о доме», и касается эта наука абсолютно каждого жителя планеты, задумывается он о том или нет. Живя в городах или в местности, пострадавший от каких-либо загрязнений, человек непосредственно сталкивается с проблемами, порожденными развитием технологий, но в еще большей степени — самим подходом, который несколько десятилетий назад был заложен в основу жизни общества, — потреблением. Именно это ставится во главу угла: не счастье людей, не гармоничные отношения между человеком и миром, не справедливость или доступ к образованию и культуре, а потребление, то есть возможность приобрести как можно больше всевозможных благ, услуг, информации и т. д. И неважно, что такой подход приводит к истощению природных ресурсов и вымиранию множества живых организмов (за последние 30 лет мы потребили примерно 30 % ресурсов планеты); неважно, что из-за него люди утрачивают способность мыслить самостоятельно и принимать решения, руководствуясь здравым смыслом и разумом, — важно, что потребление позволяет обрести власть и богатство немногим, которых, похоже, совсем не заботит состояние планеты и всех ее обитателей…
Конкурс эссе «Зачем философия современному человеку?»
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
В марте 2015 г. волгоградский городской портал «ВсеХорошо» и культурный центр «Новый Акрополь» в Волгограде провели конкурс на лучшее эссе на тему «Зачем философия современному человеку». Семеро победителей конкурса были награждены призами. Наш журнал счел важным поделиться на своих страницах размышлениями участников конкурса о нужности философии в современном мире.
Новые книги издательства
- Информация о материале
- Автор: Редакция журнала
В издательстве вышли сразу две новые книги «Лабиринт. Дракон. Единорог… О чем говорят символы» и «Тайна Жизни глазами науки и традиции».
Беломорье – 2014. Дневник одной экспедиции
- Информация о материале
- Автор: Андрей Тулев
Эпиграф
Когда-то давным-давно, в такой седой древности, о которой не сохранилось даже легенд и преданий, жили на Севере люди. Правда, Север тогда был не такой уж и север – климат был теплее, леса зеленее, и даже море, которое мы сейчас Белым зовем, по полгода подо льдом не пряталось. А люди жили в общем-то обычные – с виду почти такие же, как мы с вами – только покрепче да повыносливей, комфортом и цивилизацией не избалованные, ко всяким невзгодам и испытаниям привычные. Не так давно мы их и вовсе «дикарями» называли – мол, и строй у них был примитивный — общинно-родовой, и дома у них были чуть ли не соломенными, а орудия – каменными, и одевались-то они в звериные шкуры… Да и жили как придется: полгода - в голоде, полгода – в холоде, и всю жизнь – в нужде и страхе. Ни культуры не знали, ни письменности, горшки из глины только-только научились обжигать, да топоры из камня вытесывать; и всех забот у них было – прокормиться, обогреться, выспаться, потомством обзавестись, да от медведей спрятаться. Дикари, одно слово!
Так-то оно, может, и так, да не все так просто. Занимались те дикари странным делом: высекали на камнях картинки, да такие, которые мы, продвинутые и окультуренные их потомки, до сих пор понять не можем. Зачем столько сил и времени на это тратили – непонятно, что хотели своими рисунками передать – тоже неясно. Одно можно точно сказать – с той давней поры чего только этот мир ни повидал – империи воздвигались и рушились, великие народы рождались и погибали, возникали города и государства, процветали и исчезали, обращаясь в песок. А рисунки эти каменные через многие тысячелетия до наших дней дошли почти неизменными, и до сих пор для нас загадкой остаются.
Монголия: мумия буддистского монаха "не мертва"
- Информация о материале
- Автор: vvkarelin
Обнаруженный на прошлой неделе в Монголии мумифицированный буддистский монах, как утверждают его последователи, "не мертв".
Пьер Брис: «Мы должны верить в человечность»
- Информация о материале
- Автор: Светлана Просенкова
Он взял меня за руку и своим изучающим проникновенным взглядом посмотрел прямо в мои глаза. Простая фраза на немецком языке, заготовленная для момента этой встречи, чудесным образом абсолютно и бесповоротно выветрилась из головы, и я робко пролепетала что-то вроде «добрый день», «я из России». «О, Россия! – словно в тумане услышала я в ответ. – Это прекрасная страна». И мои губы как-то сами собой озвучили слова благодарности легендарному актеру, воплощавшему образ героя моего детства и юности, который сейчас, тридцать лет спустя, улыбался мне не с экрана, а наяву…
Маленький индеец Пьеро был сорванцом. Почти ежедневно он совершал свои героические подвиги на заброшенном пустыре Шамп д'Арри (Champ d'Arrée), которое цветущая фантазия ребёнка превращала в зависимости от надобности то в предместье Чикаго, то в поле сражения под Верденом. Но, главное, оно являло собой долину Скалистых гор Колорадо, которую он преодолевал на своем горячем мустанге – маминой метле – и охотился на воображаемых бизонов, пуская меткие стрелы из лука, сделанного из спиц папиного зонтика. А потом вынужден был представать на домашнем «совете старейшин» и объясняться за свои проказы, разбитые колени, разорванные шорты или недостающий шнурок на ботинках.