Такого нет нигде!
- Информация о материале
- Автор: Наталья Чуличкова
Коментарий Г.Г. ЕРШОВОЙ, кандидата исторических наук, директора Института мезоамериканских исследований РГГУ
•Как получилось, что вас, специалиста по древним цивилизациям Америки, заинтересовала тема, связанная с Хамбо ламой Этигэловым?
Я действительно специалист по майя и древним американским культурам, но, кроме того, я занимаюсь и теоретическими исследованиями проблем, связанных с тем, что называется религиозным сознанием, в том числе с представлениями о реинкарнации и обращением с телом после смерти. У меня даже вышла книга в соавторстве с Павлом Черносвитовым «Наука и религия: новый симбиоз?». Понятно, что проблема сохранности тела бурятского ламы не оставляла меня в покое. Что все это может значить? Получается, что мы имеем перед собой некое явление, которое никто никогда не изучал. И оно противоречит всем нашим представлениям о том, что является возможной нормой, — имеется в виду сохранность тела в течение 75 лет. И мы понятия не имеем, почему такое могло случиться. Поэтому я приложила максимум усилий для того, чтобы добраться до места — Иволгинского монастыря. Это была буквально разведка, чтобы выяснить: есть объект для исследования или нет. И когда я приехала в Улан-Удэ и поговорила с Хамбо ламой Аюшеевым, нынешним главой буддийской церкви России, я поняла, что действительно никто не занимался изучением этого явления, и самим буддистам это интересно ничуть не меньше, чем мне. Мне повезло на этом этапе и удалось, как было запланировано, максимально собрать материалы и выяснить событийный ряд и суть произошедшего.
Бурятский лама: 75 лет за гранью смерти
- Информация о материале
- Автор: Людмила Сергиенко
10 сентября 2002 года в Бурятии в местности захоронения лам под названием Хухэ-Зуран группа лам и светских лиц извлекла из-под более чем полутораметрового слоя почвы деревянный короб желтого цвета. В коробе находилось тело Даши-Доржо Этигэлова. Когда судебно-медицинский эксперт, присутствовавший при эксгумации, увидел открывшееся лицо, он отказался давать заключение, боясь, что потом ему никто не поверит. Короб был перенесен в Иволгинский дацан (монастырь), и на следующий день тело осмотрели трое экспертов. Тело было одето в оранжевый шелковый халат и зафиксировано в позе лотоса, лицо спеленуто белыми шарфами.
То, что предстало перед глазами экспертов, поражало воображение. Из акта наружного осмотра: «...кожные покровы светло-серого цвета, сухие, податливые при нажатии на них пальцами. Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможного бальзамирования или консервации, а также повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено».
Кто помогает творить историю?
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
В последней четверти каждого века упомянутыми мною ранее Учителями предпринимается попытка помочь духовному прогрессу Человечества. В завершение любого столетия вы неизбежно обнаружите присутствие мощной волны всенарастающей духовности — или же, если Вам угодно, назовите мистицизмом. Один или несколько из этих Учителей появляются в мире как проводники этой духовности, оставляя в завет человечеству некую меру оккультного знания или Учения.
Е.П. Блаватская. «Тайная Доктрина»
В 1165 году византийский император Мануил получил загадочное письмо от не менее загадочного автора. «Пресвитер Иоанн, всемогуществом Божиим и властью Господина нашего Иисуса Христа царь царей, повелитель повелителей, желает другу своему Мануилу, князю Константинопольскому, здравствовать и благоденствовать по милости Божией» — такими словами начиналось то письмо. Далее в нем следовало описание расположенного где-то на Востоке необыкновенного государства, управляемого христианином и во многом превосходящего остальной христианский мир по, как бы мы сейчас сказали, уровню жизни. В стране, пользующейся почетом и уважением королей 72 стран, водятся слоны, верблюды, рогатые люди, кентавры, сатиры, великаны и легендарная птица феникс, а в самом центре владений пресвитера Иоанна находится фонтан вечной юности: тот, кто трижды выпьет из него, никогда не станет старше 30 лет. Своим королевством Иоанн управляет с помощью волшебного зеркала, в котором видно все, что происходит даже в самых отдаленных уголках его обширных владений. Армия короля насчитывает 10 тысяч всадников и 100 тысяч пехотинцев, и впереди 14 воинов несут золотые кресты, искусно инкрустированные прекрасными драгоценными камнями.
Явление Христа живописцу Иванову
- Информация о материале
- Автор: Дмитрий Петров
В любом деле важно правильное начало. В любом — и в статье тоже. Как мне начать рассказ об Иванове — гениальном художнике, чье имя в русском искусстве стоит рядом с именем Андрея Рублева? Попробовать, может быть, так: «Александр Андреевич Иванов родился 16 июня 1806 года в Петербурге в семье художника. Отец его, Андрей Иванович, исторический живописец, академик и профессор Императорской академии художеств, был лучшим педагогом своего времени и имел большое влияние на сына. В 1817 году Александр Иванов поступил в Академию художеств и проучился там десять лет...» А можно, например, и так: «Иванов — один из самых глубоких русских художников, сумевших выработать целостное философское мировоззрение. Понять его непросто. Для этого нужны тишина и сосредоточенность, рядом с ним хочется остановиться, задуматься, затаить дыхание, перестать суетиться и мельтешить, выключиться из маленького времени, чтобы включиться в большое...»
Замечательно начал свое письмо о художнике Н.В. Гоголь: «Пишу к вам об Иванове. Что за непостижимая судьба этого человека!»
Короче, проще и яснее уж и не скажешь, поэтому, без лишних слов, я лучше отправлюсь смотреть на картины великого мастера.
История экслибриса
- Информация о материале
- Автор: Анна Юдина
Ex libris — от знака собственности к знаку индивидуальности.
Среди книг домашних библиотек можно встретить невзрачные по сравнению с ярко иллюстрированными современными изданиями и тем не менее дорогие сердцу старинные книги. Давно побуревшая бумага, слепая, тесная печать... Но своеобразной драгоценностью такие книги делает маленький листочек бумаги с изящной маленькой гравюрой, приклеенный прежним владельцем на внутреннюю сторону переплетной крышки.
Экслибрис, или книжный знак, — владельческая наклейка на книге, знак собственности. В скрипториях — мастерских по переписке книг, существовавших в период раннего средневековья при монастырях, делались владельческие надписи на книгах, которые начинались со слов «из книг» (ex libris) или «из библиотеки» (ex bibliotheca), а далее следовали имя и фамилия владельца книги, название библиотеки или монастыря. Но в своем традиционном виде — как бумажный ярлык, наклеенный владельцем на книгу, — экслибрис появился вскоре после изобретения книгопечатания. И его родиной по праву считается Германия.
Гугун. Запретный город
- Информация о материале
- Автор: Надежда Нестеренко
В Китае все поражает своими размерами: огромные парки, огромные площади, огромные дворцы, Великая китайская стена, которую видно из космоса. Кажется, что если уж китайцы что-то строят, то стараются сделать это самым большим в мире. И к огромному императорскому дворцу в Пекине тоже подходишь со стороны самой большой площади в мире — площади Небесного Спокойствия.
Императорский дворец — Запретный город, или Гугун (дворец-музей, как его стали называть с 1914 года), был домом для двух династий — Мин и Цинь, 24 императора которых на протяжении 500 лет управляли страной. Здесь жил последний император Китая, Пу И, вплоть до своего отречения в 1924 году. Вековые стены Гугуна помнят множество важных событий, политическую борьбу, дворцовые перевороты, интриги, заговоры, предательство и верность. Запретный город был недосягаем для обычных людей, и даже чиновники и знать не могли войти сюда без важной причины.
А может, он гений? Ваш ребенок идет в школу
- Информация о материале
- Автор: Юлия Люц
В мире есть только один по-настоящему чудесный ребенок, и каждая мама его знает.
Жанна Голоногова
«Да куда ей в школу? Таня у меня такая неумеха. В саду, когда выносят рисунки, всегда знаю: самый некрасивый — наш. Дома заниматься не хочет. А начинаю ее ругать: "Тебя же никто в школу не возьмет“ — она в слезы: не пойду я в школу. Как быть?!»
«Мой мальчик ничего не может сделать как следует. Все время ленится. Я его учу читать, писать. Если плохо, заставляю переделывать. А Петя все время говорит: "Я не умею, у меня не получается. Я лучше буду играть“. Но сколько же можно играть? А может, его надо больше хвалить? Но за что?..»
«У моей дочери на все замедленная реакция. Прямо спит на ходу. Долго зашнуровывает ботинки, вяло ест. На нее все жалуются, я тоже раздражаюсь, особенно когда надо спешить. Воспитательница меня утешает, говорит: "Если ее не торопить, она со всем справится“. Но как же она будет учиться в школе?!»